- Карта филиалов
- Филиалы
- Музеи
- Архангельск
- Баку (Азербайджан)
- Барнаул
- Вольск
- Гавана (Куба)
- Горно-Алтайск
- Грозный
- Егорьевск
- Екатеринбург
- Запорожье (Украина)
- Ирбит
- Йошкар-Ола
- Казань
- Калининград
- Калуга
- Канкаанпяя (Финляндия)
- Киров
- Когалым
- Кострома
- Кохтла-Ярве (Эстония)
- Краснодар
- Лаппеенранта (Финляндия)
- Магнитогорск
- Майкоп
- Малага
- Москва (Царицыно)
- Мурманск
- Нарьян-Мар
- Нижний Тагил
- Новокуйбышевск
- Пермь
- Петрозаводск
- Ростов-на-Дону
- Салехард
- Самара
- Санкт-Петербург (МИСР)
- Саранск
- Смоленск
- Сольвычегодск
- Сочи
- Тамбов
- Тверь
- Томск
- Усть-Каменогорск (Казахстан)
- Череповец
- Южно-Сахалинск
- Якутск
- Учебные заведения
- Учреждения дополнительного образования, культуры и науки
- Школы и детские сады Санкт-Петербурга
- Школы Ленинградской области
- Музеи
Баки Урманче в пространстве города и республики
>>>Прогулки с виртуальными филиалами
Баки Идрисович Урманче – живописец, скульптор, график, фотограф. Народный художник РСФСР, народный художник ТАССР, заслуженный художник Казахской ССР, лауреат премии имени Габдуллы Тукая. В Музее изобразительных искусств республики Татарстан хранится богатая коллекция произведений Баки Урманче – живопись, графика, скульптура. Хотя судьба забрасывала художника и в Москву, и в Соловки, и в Среднюю Азию, многие произведения были созданы в Казани. Здесь воплотились многие творческие замыслы Урманче.
Родился Баки Идрисович Урманче 23 февраля 1897 года. Детство прошло в деревне Куль-Черкене, ныне Буинского района Республики Татарстан, и селе Малые Салтыки Камско-Устьинского района.
Ключ к познанию тюркского мира – ислам, и Урманче получил его в раннем возрасте. Он хорошо знал религиозные установления и обряды – шесть лет, с 1907 по 1913 год, был шакирдом лучшего казанского медресе «Мухаммадия», которое, несмотря на включение в его программу ряда предметов светского содержания, всегда оставалось духовным учебным заведением и давало своим воспитанникам углублённую религиозную подготовку.
«Мухаммадия» располагалась на улице Тихвинской (ныне улица Тукавеская), а совсем рядом, на Московской и Евангелистовской (улица Татарстан), находились гостиницы «Амур» и «Булгар», где провёл последние годы своей жизни великий татарский поэт Габдулла Тукай. Чайная при гостинице «Амур» была своеобразным клубом татарской интеллигенции, и здесь часто бывал Тукай. Как магнитом притягивало сюда шакирдов медресе. По четвергам, когда в бесконечных занятиях наступал перерыв и у них выдавался единственный за неделю свободный вечер, Урманче с товарищами обязательно приходил в чайную, чтобы хоть издали посмотреть на этого необыкновенного человека.
Важнейший шаг на пути преодоления Урманче сделал, добиваясь осуществления мечты о специальном художественном образовании. Наставников у него не было, и в 1913 году Баки делает попытку переступить порог знаменитой Казанской художественной школы. Необходимость сдачи экзамена по закону Божьему оказалось неодолимым препятствием для шакирда «Мухаммадии».
Казанская художественная школа, основанная в 1895 году, к этому времени стала одним из лучших художественных заведений России. Первыми талантливыми питомцами школы были Н.И.Фешин и П.П.Беньков, которые впоследствии стали её преподавателями.
Зимой 1919 года из Казани приходит вызов на курсы переподготовки работников народного образования. Преподавать на них должны были видные учёные Казани, а занятия проходить в здании бывшего Коммерческого училища и лабораториях университета. Урманче едет в Казань, а на следующий же день после приезда подаёт заявление о приёме в Художественную школу. После собеседования с молодым учителем из Тетюш и просмотра его рисунков и акварелей его зачисляют в начальную мастерскую этого учебного заведения.
Поступление зимой 1919 года в Казанскую художественную школу, преобразованную в Свободные художественно-технические мастерские, было осознанным шагом, решением посвятить себя Музе. Первыми наставниками Урманче стали ученик Н.И.Фешина В.К.Тимофеев, скульптор Г.А.Козлов, позднее В.С.Щербаков – широкообразованный, прекрасный педагог. Учеников приобщали к монументальной живописи.
Осенью 1920 года Урманче попадает в Москву, в знаменитый ВХУТЕМАС, где система обучения находилась в процессе становления. С головой уходит в учёбу. По скульптурному факультету Урманче окончил четыре курса и весной 1926 года завершил обучение на живописном факультете. Звание художника присвоили без предоставления дипломной работы, по совокупности успехов за время обучения в вузе.
По возвращении в Казань – интенсивная творческая и педагогическая работа. Баки назначают заведующим учебной частью и преподавателем Казанского художественного техникума, в который реорганизовали существовавшее учебное заведение. Много сил отдаёт воспитанию кадров национальных художников, организует керамическую мастерскую, ведёт работу по пропаганде достижений казанских художников, создаёт секцию изоискусства при Доме татарской культуры.
Рабочий день Урманче начинался рано. Жил он тогда на улице Островского и любил в ранние утренние часы ходить в техникум пешком, наблюдая уличные сценки, впитывая очарование живописных казанских переулков, обдумывая дела на предстоящий день.
13 августа 1929 года наступает трагический период жизни художника. Урманче арестовывают прямо в его мастерской в художественном техникуме. Потом сотрудники «органов» на бричке повезли арестованного на его квартиру, для проведения обыска. Обыск, естественно, не дал результатов – ничего запрещённого у Баки Идрисовича не было и быть не могло. Тем не менее у него изъяли письма, документы, бумаги, а самого художника увезли на «Чёрное озеро» (так казанцы именовали главное здание отделения КГБ Татарской АССР, которое располагалось в этом живописном месте).
Из заключения Урманче был освобождён досрочно. Вероятно, сработала система зачётов – вместо пяти лет он пробыл в лагере четыре. Но та статья, по которой он получил срок, была проклятием художника, тяжесть которого он чувствовал на протяжении всей последующей жизни. В 1933 году Урманче получил возможность вернуться к творчеству.
Переломным стал 1958 год. По приглашению Правительства Татарстана Урманче принял участие в оформлении концерта, с которым мастера искусств республики выступили на Декаде татарской литературы и искусства в Москве, а затем переехал в Казань на постоянное местожительство.
С 1958 по 1990 год Баки Урманче жил на пересечение улиц Ак.Королева и Мухаммедьярова Московского района. Квартира, в которой жил Урманче – двухкомнатная. На первом этаже располагалась мастерская художника, на втором – жилые комнаты.
Возвращение в родные места стало для него могучим импульсом творческого вдохновения, катализатором, который вызвал к жизни новые качества его искусства.
До 1976 года мастерская Урманче находилась в перестроенном коттедже неподалёку от Дворца культуры им. В.И.Ленина.
Одна из главных, значимых тем в творчестве Баки Урманче является тукаевская тема. Он постоянно обращался к образу поэта, к его произведениям и миру идей.
Самые виртуозные серии иллюстраций художника связаны с произведениями Тукая («Шурале», «Сенной базар, или Новый Кисекбаш»).
В 1976 году он создаёт в родных местах поэта, в селе Кырлай, уникальный Тукаевский комплекс, в котором всё – от здания музея и скульптурного изображения Тукая перед ним до декоративного оформления и воплощений персонажей, созданных поэтом и «населяющих» парк, – выполнено по единому замыслу и проектам Урманче. Активное участие принял он и в оформлении музея Тукая в Казани, который открылся в 1986 году, к 100-летию со дня рождения народного поэта.
Нельзя представить казанский период творчества Урманче и без богатейшего графического наследия. Сотни листов насчитывают его портретные рисунки – галерея современников: писатели, поэты, художники, музыканты, учёные.
За годы, прожитые в Казани, Урманче было создано несколько десятков скульптурных произведений, самых разных по масштабу и образному звучанию.
Выразителен образ татарского поэта, героя Великой отечественной войны Мусы Джалиля, созданный Баки Урманче. Один из вариантов портрета Джалиля – большой мраморный бюст – установлен в фойе Театра оперы и балета в Казани, носящего имя замечательного героя-патриота.
В казанский период жизни в полной мере проявилась органичная цельность личности Баки Урманче.
Все создания Урманче по-настоящему современны, и это качество не утрачивается с годами. Потому что современность его работ не в фиксации внешних примет действительности, которые быстро меняются, а в самом строе чувств, представлений, знаний об окружающем мире.
В марте 1987 года в Государственном музее изобразительных искусств ТАССР состоялась юбилейная выставка Б.И.Урманче, посвящённая его 90-летию.
Умер Баки Идрисович Урманче 6 августа 1990 года, прожив девяносто три года, умер в зените славы, при жизни став классиком татарского изобразительного искусства. Гражданская панихида состоялась 9 августа в помещении Татарского академического театра имени Г.Камала. Похоронен мастер на Татарском кладбище Казани.
В 1990 году на улице Муштари открылся музей Баки Урманче в Казани.
А торжественное открытие памятника Баки Идрисовичу Урманче состоялось в феврале 1997 года – в день столетнего юбилея художника. Автором статуи выступил прославленный скульптор-монументалист и заслуженный деятель искусств Татарстана Махмут Гасимов. Бронзовый Урманче изображен сидящим на скамье, одетым в фартук скульптора.
17 февраля 2012 года в деревне Черки-Гришино Буинского района Республики Татарстан открылся Дом-музей Баки Урманче.
Использован материал книги: Новицкий А.И. Баки Урманче. – Казань: Татарское кн. изд-во, 1994. – 192 с.