- Карта филиалов
- Филиалы
- Музеи
- Архангельск
- Баку (Азербайджан)
- Барнаул
- Вольск
- Гавана (Куба)
- Горно-Алтайск
- Грозный
- Егорьевск
- Екатеринбург
- Запорожье (Украина)
- Ирбит
- Йошкар-Ола
- Казань
- Калининград
- Калуга
- Канкаанпяя (Финляндия)
- Киров
- Когалым
- Кострома
- Кохтла-Ярве (Эстония)
- Краснодар
- Лаппеенранта (Финляндия)
- Магнитогорск
- Майкоп
- Малага
- Москва (Царицыно)
- Мурманск
- Нарьян-Мар
- Нижний Тагил
- Новокуйбышевск
- Пермь
- Петрозаводск
- Ростов-на-Дону
- Салехард
- Самара
- Санкт-Петербург (МИСР)
- Саранск
- Смоленск
- Сольвычегодск
- Сочи
- Тамбов
- Тверь
- Томск
- Усть-Каменогорск (Казахстан)
- Череповец
- Южно-Сахалинск
- Якутск
- Учебные заведения
- Учреждения дополнительного образования, культуры и науки
- Школы и детские сады Санкт-Петербурга
- Школы Ленинградской области
- Музеи
Дмитрий Михайлович Фёдоров
>>>Прогулки с виртуальными филиалами
В отделе графики Государственного музея изобразительных искусств РТ сохранились замечательные примеры рисунков, сделанных для графического альманаха «Всадник» (№1, 1920). «Всадник», основанный Н.С.Шикаловым и И.Н.Плешинским, заявил о развитии гравюры как самостоятельного искусства и выпускал ряд малотиражных изданий, снабженных авторскими оттисками гравюр, в которых видны экспрессионистские и абстракционистские увлечения участников. В этот альманах вошёл графический лист с любопытным названием «Под негров», выполненный казанским архитектором и художником Дмитрием Михайловичем Фёдоровым.
Столь необычное название объясняется тем, что художник был вдохновлён вышедшей в 1919 году книгой Владимира Маркова «Искусство негров», в которой были представлены фотографии европейских скульптур.
Помимо графического таланта, Фёдоров известен как выдающийся архитектор и проектировщик, разработавший для Казани ряд интересных проектов зданий, некоторые из которых до сих пор радуют глаз.
Графические листы альманаха «Всадник». 1920
Родился Дмитрий Михайлович Фёдоров в Казани в 1891 году в семье цехового мещанина.
В 1907 году окончил начальную школу и поступил в Казанскую художественную школу на архитектурное отделение. Художественную школу закончил по первому разряду в 1912 году со званием помощника архитектора и преподавателя графических искусств в средних учебных заведениях, с правом поступления в Академию художеств.
Одновременно с учебой в школе работал производителем работ и проектировщиком у архитектора Трифонова (в 1909-1912 годах).
Окончив архитектурное отделение Казанской художественной школы по первому разряду в 1912 году, Фёдоров вновь вернулся сюда в 1919 и вместе со своим бывшим соучеником, а теперь «красным ректором» Ф.П.Гавриловым, принял деятельное участие в реформировании школы в Свободные государственные художественные мастерские. Сохранившийся в архивах школы протокол общего собрания студентов свидетельствует, что именно благодаря его «упорному и энергичному заступничеству за дела мастерских» был получен в Москве в Наркомпроссе РСФСР мандат о статусе высшего художественного учебного заведения.
В начале 1920-х годов Фёдоров – коллега А.М.Рухлядева по преподаванию в архитектурной мастерской, член Художественного совета мастерских и экспертной комиссии по проведению конкурсных защит дипломных работ, член союза «Подсолнечник» и графического коллектива «Всадник», сотрудник издательства «Витрины поэтов», издающего малотиражную иллюстрированную авторскую книгу – в 1922 году в его оформлении вышла сказка Павла Радимова «Старик и липа». В дни подготовки празднования 10-й годовщины революции Фёдоров вошел в состав комиссии по праздничному оформлению города.
Долгое время считалось, что Фёдоров был архитектором так называемого «Мергасовского дома». «Мергасовский дом» был назван по старому названию участка Международной улицы (ныне ул. Кави Наджми) – Мергасовскому переулку. В свою очередь Мергасовский переулок был назван в честь купца и мецената Н.И.Мергасова. Дом был построен в 1928 году и стал первым в городе 4-5-этажным жилым домом на 65 квартир (по две-три семьи в каждой). Благодаря последним исследованиям С.П.Саначина, известно, что Мергасовский дом был выстроен П.Т.Сперанским по проекту архитектора-инженера С.В.Глаголева (Москва).
Это П-образное, симметричное в плане кирпичное здание, объемы которого образуют внутренний обширный двор, ориентированный на парковую зону улицы Дзержинского (Черное озеро). Архитектурный облик фасадов построен на сочетании выступающих вертикальных объемов и горизонтальных тяг.
Еще одно сооружение тех лет – парадная лестница, соединяющая верхний клинический сад университета с Ленинским садом. Построена по конкурсному проекту архитектора Ф.Гаврилова и Д.Фёдорова в 1924 году.
В 1987 году лестница была разобрана и сооружена заново, так как деревянные ступени пришли в негодность и были заменены бетонными.
Парадная лестница, соединяющая верхний клинический сад университтета с Ленинским садом
В 1934 году на месте Покровской церкви (Карла Маркса, 23) Д.Фёдоров построил пятиэтажный жилой дом, имеющий в плане конфигурацию буквы «П» с внутренним парадным двориком, выходящим на улицу Карла Маркса – так называемый «Дом чекистов». В годы Великой Отечественной войны в доме размещались эвакуированные ученые АН СССР.
С 1936 по 1938 годы Дмитрий Михайлович Фёдоров был главным архитектором Казани.
В 1936 году по проекту Фёдорова построены два одинаковых пятиэтажных жилых дома на улице К.Маркса, 57. Дома, прямоугольные в плане, расположены на участке параллельно друг другу. Первый дом расположен с отступлением от красной линии улицы. Главные фасады решены по симметричной схеме, что подчеркивается центральными и боковыми лоджиями.
Сам Дмитрий Михайлович жил в соседнем доме по улице К. Маркса, 59 корпус 2.
Таковы основные вехи творчества Д.М.Фёдорова в Казани, раскрывающие его многогранный талант как художника-графика, проектировщика, архитектора.
Использован материал статьи А.Григорьева «Он был первым» в газете «Казанские ведомости» (№83, 7.12.1991).
Саначин С. Экскурс в архитектурную жизнь советской Казани / С.П.Саначин. – Казань: Фолиант, 2014. – 240 с.