- Карта филиалов
- Филиалы
- Музеи
- Архангельск
- Баку (Азербайджан)
- Барнаул
- Вольск
- Гавана (Куба)
- Горно-Алтайск
- Грозный
- Егорьевск
- Екатеринбург
- Запорожье (Украина)
- Ирбит
- Йошкар-Ола
- Казань
- Калининград
- Калуга
- Канкаанпяя (Финляндия)
- Киров
- Когалым
- Кострома
- Кохтла-Ярве (Эстония)
- Краснодар
- Лаппеенранта (Финляндия)
- Магнитогорск
- Майкоп
- Малага
- Москва (Царицыно)
- Мурманск
- Нарьян-Мар
- Нижний Тагил
- Новокуйбышевск
- Пермь
- Петрозаводск
- Ростов-на-Дону
- Салехард
- Самара
- Санкт-Петербург (МИСР)
- Саранск
- Смоленск
- Сольвычегодск
- Сочи
- Тамбов
- Тверь
- Томск
- Усть-Каменогорск (Казахстан)
- Череповец
- Южно-Сахалинск
- Якутск
- Учебные заведения
- Учреждения дополнительного образования, культуры и науки
- Школы и детские сады Санкт-Петербурга
- Школы Ленинградской области
- Музеи
Баки Урманче в пространстве города и республики
>>>Прогулки с виртуальными филиалами
Баки Идрисович Урманче возле своего дома в Буинском районе республики ТатарстанБаки Идрисович Урманче – живописец, скульптор, график, фотограф. Народный художник РСФСР, народный художник ТАССР, заслуженный художник Казахской ССР, лауреат премии имени Габдуллы Тукая. В Музее изобразительных искусств республики Татарстан хранится богатая коллекция произведений Баки Урманче – живопись, графика, скульптура. Хотя судьба забрасывала художника и в Москву, и в Соловки, и в Среднюю Азию, многие произведения были созданы в Казани. Здесь воплотились многие творческие замыслы Урманче.
Родился Баки Идрисович Урманче 23 февраля 1897 года. Детство прошло в деревне Куль-Черкене, ныне Буинского района Республики Татарстан, и селе Малые Салтыки Камско-Устьинского района.
Ключ к познанию тюркского мира – ислам, и Урманче получил его в раннем возрасте. Он хорошо знал религиозные установления и обряды – шесть лет, с 1907 по 1913 год, был шакирдом лучшего казанского медресе «Мухаммадия», которое, несмотря на включение в его программу ряда предметов светского содержания, всегда оставалось духовным учебным заведением и давало своим воспитанникам углублённую религиозную подготовку.
«Мухаммадия» располагалась на улице Тихвинской (ныне улица Тукавеская), а совсем рядом, на Московской и Евангелистовской (улица Татарстан), находились гостиницы «Амур» и «Булгар», где провёл последние годы своей жизни великий татарский поэт Габдулла Тукай. Чайная при гостинице «Амур» была своеобразным клубом татарской интеллигенции, и здесь часто бывал Тукай. Как магнитом притягивало сюда шакирдов медресе. По четвергам, когда в бесконечных занятиях наступал перерыв и у них выдавался единственный за неделю свободный вечер, Урманче с товарищами обязательно приходил в чайную, чтобы хоть издали посмотреть на этого необыкновенного человека.
Важнейший шаг на пути преодоления Урманче сделал, добиваясь осуществления мечты о специальном художественном образовании. Наставников у него не было, и в 1913 году Баки делает попытку переступить порог знаменитой Казанской художественной школы. Необходимость сдачи экзамена по закону Божьему оказалось неодолимым препятствием для шакирда «Мухаммадии».
![]() |
Казанская художественная школа, основанная в 1895 году, к этому времени стала одним из лучших художественных заведений России. Первыми талантливыми питомцами школы были Н.И.Фешин и П.П.Беньков, которые впоследствии стали её преподавателями.
Зимой 1919 года из Казани приходит вызов на курсы переподготовки работников народного образования. Преподавать на них должны были видные учёные Казани, а занятия проходить в здании бывшего Коммерческого училища и лабораториях университета. Урманче едет в Казань, а на следующий же день после приезда подаёт заявление о приёме в Художественную школу. После собеседования с молодым учителем из Тетюш и просмотра его рисунков и акварелей его зачисляют в начальную мастерскую этого учебного заведения.
Здание Коммерческого училища (ныне Казанская государственная сельскохозяйственная академия), ул. К.Маркса, 65Поступление зимой 1919 года в Казанскую художественную школу, преобразованную в Свободные художественно-технические мастерские, было осознанным шагом, решением посвятить себя Музе. Первыми наставниками Урманче стали ученик Н.И.Фешина В.К.Тимофеев, скульптор Г.А.Козлов, позднее В.С.Щербаков – широкообразованный, прекрасный педагог. Учеников приобщали к монументальной живописи.
Осенью 1920 года Урманче попадает в Москву, в знаменитый ВХУТЕМАС, где система обучения находилась в процессе становления. С головой уходит в учёбу. По скульптурному факультету Урманче окончил четыре курса и весной 1926 года завершил обучение на живописном факультете. Звание художника присвоили без предоставления дипломной работы, по совокупности успехов за время обучения в вузе.
По возвращении в Казань – интенсивная творческая и педагогическая работа. Баки назначают заведующим учебной частью и преподавателем Казанского художественного техникума, в который реорганизовали существовавшее учебное заведение. Много сил отдаёт воспитанию кадров национальных художников, организует керамическую мастерскую, ведёт работу по пропаганде достижений казанских художников, создаёт секцию изоискусства при Доме татарской культуры.
![]() |
Рабочий день Урманче начинался рано. Жил он тогда на улице Островского и любил в ранние утренние часы ходить в техникум пешком, наблюдая уличные сценки, впитывая очарование живописных казанских переулков, обдумывая дела на предстоящий день.
13 августа 1929 года наступает трагический период жизни художника. Урманче арестовывают прямо в его мастерской в художественном техникуме. Потом сотрудники «органов» на бричке повезли арестованного на его квартиру, для проведения обыска. Обыск, естественно, не дал результатов – ничего запрещённого у Баки Идрисовича не было и быть не могло. Тем не менее у него изъяли письма, документы, бумаги, а самого художника увезли на «Чёрное озеро» (так казанцы именовали главное здание отделения КГБ Татарской АССР, которое располагалось в этом живописном месте).
Главное здание отделения КГБ в Татарской АССР (ныне здание МВД России по республике Татарстан), ул. Дзержинского, 19
Из заключения Урманче был освобождён досрочно. Вероятно, сработала система зачётов – вместо пяти лет он пробыл в лагере четыре. Но та статья, по которой он получил срок, была проклятием художника, тяжесть которого он чувствовал на протяжении всей последующей жизни. В 1933 году Урманче получил возможность вернуться к творчеству.
Переломным стал 1958 год. По приглашению Правительства Татарстана Урманче принял участие в оформлении концерта, с которым мастера искусств республики выступили на Декаде татарской литературы и искусства в Москве, а затем переехал в Казань на постоянное местожительство.
С 1958 по 1990 год Баки Урманче жил на пересечение улиц Ак.Королева и Мухаммедьярова Московского района. Квартира, в которой жил Урманче – двухкомнатная. На первом этаже располагалась мастерская художника, на втором – жилые комнаты.
Возвращение в родные места стало для него могучим импульсом творческого вдохновения, катализатором, который вызвал к жизни новые качества его искусства.
Казань. Эскиз оформления сцены для Декады татарского искусства и литературы в Москве. 1957
До 1976 года мастерская Урманче находилась в перестроенном коттедже неподалёку от Дворца культуры им. В.И.Ленина.
Одна из главных, значимых тем в творчестве Баки Урманче является тукаевская тема. Он постоянно обращался к образу поэта, к его произведениям и миру идей.
Тукай у дверей бабушки Шарифы. Серия «Что я помню о себе по мотивам автобиографической повести Г.Тукая». 1984
Самые виртуозные серии иллюстраций художника связаны с произведениями Тукая («Шурале», «Сенной базар, или Новый Кисекбаш»).
Шурале. По мотивам поэмы Г.Тукая Шурале. 1970-е
В 1976 году он создаёт в родных местах поэта, в селе Кырлай, уникальный Тукаевский комплекс, в котором всё – от здания музея и скульптурного изображения Тукая перед ним до декоративного оформления и воплощений персонажей, созданных поэтом и «населяющих» парк, – выполнено по единому замыслу и проектам Урманче. Активное участие принял он и в оформлении музея Тукая в Казани, который открылся в 1986 году, к 100-летию со дня рождения народного поэта.
![]() |
Нельзя представить казанский период творчества Урманче и без богатейшего графического наследия. Сотни листов насчитывают его портретные рисунки – галерея современников: писатели, поэты, художники, музыканты, учёные.
![]() |
За годы, прожитые в Казани, Урманче было создано несколько десятков скульптурных произведений, самых разных по масштабу и образному звучанию.
Выразителен образ татарского поэта, героя Великой отечественной войны Мусы Джалиля, созданный Баки Урманче. Один из вариантов портрета Джалиля – большой мраморный бюст – установлен в фойе Театра оперы и балета в Казани, носящего имя замечательного героя-патриота.
В казанский период жизни в полной мере проявилась органичная цельность личности Баки Урманче.
Все создания Урманче по-настоящему современны, и это качество не утрачивается с годами. Потому что современность его работ не в фиксации внешних примет действительности, которые быстро меняются, а в самом строе чувств, представлений, знаний об окружающем мире.
В марте 1987 года в Государственном музее изобразительных искусств ТАССР состоялась юбилейная выставка Б.И.Урманче, посвящённая его 90-летию.
![]() |
![]() |
Умер Баки Идрисович Урманче 6 августа 1990 года, прожив девяносто три года, умер в зените славы, при жизни став классиком татарского изобразительного искусства. Гражданская панихида состоялась 9 августа в помещении Татарского академического театра имени Г.Камала. Похоронен мастер на Татарском кладбище Казани.
В 1990 году на улице Муштари открылся музей Баки Урманче в Казани.
![]() |
А торжественное открытие памятника Баки Идрисовичу Урманче состоялось в феврале 1997 года – в день столетнего юбилея художника. Автором статуи выступил прославленный скульптор-монументалист и заслуженный деятель искусств Татарстана Махмут Гасимов. Бронзовый Урманче изображен сидящим на скамье, одетым в фартук скульптора.
17 февраля 2012 года в деревне Черки-Гришино Буинского района Республики Татарстан открылся Дом-музей Баки Урманче.
Использован материал книги: Новицкий А.И. Баки Урманче. – Казань: Татарское кн. изд-во, 1994. – 192 с.