Онлайн-лекции, прошедшие в Русском музее в 2014 году
Цикл лекций
"Беседы об искусстве с Русским музеем"
«Спорт в русском искусстве»
(по материалам виртуальной выставки)
Русский музей, обладающий крупнейшим собранием русского искусства, выступил инициатором виртуальной экспозиции "Спорт в Русском искусстве".
Тема спорта, появившаяся в русском искусстве в середине XIX века и ставшая особенно популярной в 1920-1930-е годы, нашла отражение в живописи и графике, в произведениях скульптуры и декоративно-прикладного искусства, в портрете и большой картине. Лыжники и конькобежцы, бегуны и метатели копья, дискоболы, борцы, баскетболисты, легкоатлеты, теннисисты, боксеры и, конечно, футболисты вдохновляли и продолжают вдохновлять художников крепкими, физически совершенными телами, напряженной пластикой своих движений, сильным духом и готовностью бороться и побеждать во славу отечественного спорта.
В основу лекции была положена виртуальная выставка "Спорт в русском искусстве", опубликованная на портале проекта "Русский музей: виртуальный филиал".
Лектор: Кубанова Татьяна Андреевна
«Человек и его башня. В.Татлин»
"...Oставляет после себя то, с чем связывается его имя, и создания, которые делают из этого имени символ восторга, ненависти или безразличия. Мы мыслим его существом мыслящим, и мы можем обнаружить в его созданиях мысль, которой его наделяем: мы можем реконструировать эту мысль по образцу нашей", - писал Поль Валери в своем эссе о Леонардо да Винчи (1894). С последним Татлина часто сравнивали - и по многогранности дара живописца, архитектора, инженера; и по рациональной целенаправленности усилий, и по прямой преемственности некоторых тем.
Имя и творчество Владимира Евграфовича Татлина (1885-1953) до сих пор вызывают и восторг, и ненависть. Его репутация как одного из величайших пионеров и даже символической фигуры русского авангарда 1910-1920-х годов, в сочетании с личными качествами - замкнутостью, критичностью к себе - способствовали известной мифологизации художника; неизменно поносимый и замалчиваемый в эпоху тоталитаризма и даже в совсем недавнем прошлом, он окутан таинственностью и неуловимо "ускользает" от назойливого внимания критиков.
Сравнительно небольшой объем сохранившегося наследия Татлина сопровождается чрезвычайной концептуальной насыщенностью всего, что несет отпечаток его новаторской мысли...
Лектор: Алексей Алексеевич Курбановский, доктор философских наук, искусствовед, критик, переводчик, главный научный сотрудник Государственного Русского музея, автор многочисленных статей по рок-музыке. В 1977 году закончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. С 1990 года работает в Государственном Русском музее. В 2002 и 2003 годах преподавал историю русского искусства в университетах США. Опубликовал более 180 статей по истории отечественного искусства и современной художественной жизни, автор книг «Искусствознание как вид письма» (СПб., 2000), «Незапный мрак» (СПб., 2007)
«Портрет семьи»
Семья — древнейшая форма общественной организации из существующих в современном мире. Семейные дела и нужды затрагивают нас всех от мала до велика. Вне зависимости от содержания, актуальности, исторического момента, рода нашей деятельности и образа жизни мы созданы семьей, мы создаем семью, мы определяем свои места и роли в ней. В категориях человеческих семейных ценностей люди издревле определяли базовые представления о себе, о своем существовании в мире, о его устройстве. Вокруг семьи строятся основные сюжеты человеческой истории от космогонии до анекдота: мифы, библейские предания, шекспировские трагедии, сюжеты романов, образы фольклора и массовой культуры…
Семья в изобразительном искусстве стала темой, мотивом, предметом изображения и рефлексии, пластической единицей, знаком. Необходимость изображать, образно представлять семью возникла в России во времена петровских реформ, когда прежде закрытый мир семьи получил выход в публичное пространство, когда рядом с мужчиной в обществе могла появиться женщина, когда древний регламент приватного существования человека пошатнулся, в нем появилась сложность, вариативность.
Лектор: Анна Владимировна Прозорова, ведущий методист сектора методики экскурсионной лекционной работы музея, искусствовед. В Государственном Русском музее с 1989 года. Имеет большой опыт экскурсионной и педагогической работы. Автор научно-образовательных и методических программ.
13 ноября 2014
"Константин Коровин"
Лектор: Анна Владимировна Прозорова, ведущий методист сектора методики экскурсионной лекционной работы музея, искусствовед. В Государственном Русском музее с 1989 года. Имеет большой опыт экскурсионной и педагогической работы. Автор научно-образовательных и методических программ.
«Два века русской живописи и скульптуры: парижский проект Сергея Дягилева»
Экспозиция, открытая в Гранд-Пале, вобрала лучшее из дягилевских выставочных проектов в России. Перед глазами европейского зрителя предстали сокровища, ранее никогда не покидавшие стен царских и великокняжеских дворцов, Исторического музея в Москве и музея Академии художеств в Петербурге, а также произведения из многих частных коллекций.
Во вступительной статье каталога Дягилев писал: «Настоящая выставка представляет краткое обозрение развития нашего искусства, составленное под современным углом зрения. Все элементы, которые оказали прямое воздействие на нынешний характер нашей страны, представлены на ней. Это верный образ сегодняшней художественной России, ее искреннего одушевления, ее почтительного восхищения перед прошлым и ее горячей веры в будущее».
Лектор: Елена Валерьевна Станкевич, заведующий сектором методики экскурсионно-лекционной работы музея, искусствовед. Работает в Государственном Русском музее с 1989 года. Имеет большой опыт экскурсионной и педагогической работы. Автор научно-образовательных и методических программ. Автор электронного курса лекций «Русский авангард. Государственный Русский музей» (Диплом фестиваля творческого интерактивного мультимедиа контента "КОНТЕНТ–2009", победитель в номинации «Мир увлечений»), «Сады Русского музея» (2010).
«Творчество А.Н.Самохвалова 1920-х – 1930-х годов: в поисках стиля эпохи»"
Александр Николаевич Самохвалов принадлежит к поколению художников, на чью долю пришлись не только тяготы военных и революционных лет, голод и разруха 1920-х, но и замечательный для русского искусства период бурного расцвета художественной жизни и творческого эксперимента. Становление художника, обретение им собственного творческого лица, формирование индивидуальной стилистики совпали с актуальным в те годы поиском нового большого стиля, нового изобразительного языка, который смог бы выразить грандиозность революционных перемен. «Мы шли к выражению революции новыми формами, новыми материалами. Мы верили, что общими усилиями, опираясь на опыт мастеров, создадим будущее искусство», - вспоминал А.Н.Самохвалов.
Каким образом поиск стиля привел Самохвалова к соцреализму, а выражение своего взгляда на мир стало отражением мира миллионов его современников? Каким оно представлялось и каким оказалось – искусство будущего? И почему «Девушку в футболке» называли советской Джокондой?
Лектор: Светлана Сергеевна Ершова. Кандидат искусствоведения, член Союза художников, критик.
Сфера научных интересов – отечественное искусство XX – XXI века. В 2002 году окончила факультет теории и истории искусств Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им.И.Е.Репина. Защитила диссертацию на тему «Образ мира в советской живописи конца 1920-х – 1930-х годов». В течение семи лет – преподаватель факультета изобразительного искусства Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена, читала лекции по советскому искусству в Санкт-Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина. С 2011 года – приглашенный лектор Лектория Русского музея.
"Женский народный костюм"
Коллекция народной одежды в Государственном Русском музее - одна из крупнейших в России. Она включает более пяти тысяч экспонатов. Однако до сих пор женский народный костюм как явление крестьянской жизни и яркий пласт городской и посадской культуры не экспонировался в музее в рамках отдельной выставки.
Выставка представила народный костюм как уникальный феномен отечественной художественной культуры, в котором отчетливо отражаются разные ее пласты: отголоски языческих представлений славян и элементы костюма Древней Руси, сохранившиеся даже в народной одежде ХХ века. Костюмы из собрания Русского музея принадлежали жительницам Европейской России: от Архангельска до Воронежа и от Пскова до Нижнего Новгорода. В большинстве своем это одежда женская и девичья, мужской и детский костюм были представлены единичными предметами. На выставке демонстрировались как крестьянские костюмы, так и костюмы зажиточных горожанок или купчих. Экспозиция выставки включала более 50 комплексов праздничных костюмов (свыше 400 изделий), которые дополняли живописные произведения отечественных художников (Д.Г.Левицкого, М.В.Нестерова, Ф.А.Малявина, К.А.Коровина и др.).
Во время лекции состоялась презентация диска "Женский народный костюм в России XVIII-XX веков. Виртуальная экскурсия по выставке". Программа позволяет детально рассмотреть костюмы благодаря высокоточной съемке, а также получить дополнительную информацию о каждом из них. Программа создана на двух языках: русском и английском.
Цикл лекций
"Виртуальная школа музейного дела"
«Актуальные вопросы музейной безопасности для художественных музеев России»
Лектор: Ирина Геннадиевна Кузнецова, начальник службы безопасности Русского музея, рассказала о комплексном подходе к системе безопасности в музее как с позиции сотрудников музея, так и его посетителей.
"Сады замка Амбуаз"
«Некоторые аспекты незаконного оборота культурных ценностей: хищение, контрабанда»
Безопасность музейных объектов является одной из самых важных и насущных проблем, стоящих перед каждым хранилищем.
Русский музей и Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО) объединили усилия, чтобы создать новейшую систему безопасности для экспонатов музея.
Новая система безопасности, основанная на применении новейших электронных технологий слежения и идентификации, защитит музей и его экспонаты от хищений и от подделок.
Лектор: Ирина Геннадиевна Кузнецова, начальник службы безопасности Русского музея, рассказала о комплексном подходе к системе безопасности в музее как с позиции сотрудников музея, так и его посетителей.
«Костюм и мундиры. Вопросы атрибуции русской портретной живописи конца XVII - начала XIX веков»
Лекция была посвящена вопросам атрибуции произведений одного из самых сложных разделов коллекции любого художественного музея – портретной живописи неизвестных мастеров. На примере собрания Русского музея в ней подробно рассказывается о роли костюмов и мундиров в датировке и определении персонажей портретов конца XVII – первой половины XIX века (по материалам выставки «НХ. Неизвестный художник»).
Автор более шестидесяти публикаций по истории русской живописи конца XVII– XVIII столетий, соавтор I–III томов генерального каталога Русского музея (живопись XVIII – первой половины XIX века) и многочисленных каталогов выставок, в том числе каталога «Н.Х. Неизвестный художник» (2012). Автор монографии «Живописные классы Академии художеств XVIII – первой половины XIX века».
Лектор: Светлана Владимировна Моисеева, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник отдела живописи XVIII – первой половины XIX века Государственного Русского музея. В Русском музее работает с 1990 года.
«Комплексный подход к обеспечению музейной безопасности»
Безопасность музейных объектов является одной из самых важных и насущных проблем, стоящих перед каждым хранилищем.
Система безопасности Русского музея уникальна. Русский музей использует новейшую систему безопасности для экспонатов музея, основанную на применении новейших электронных технологий слежения и идентификации.
Лектор: Ирина Геннадиевна Кузнецова, начальник службы безопасности Русского музея, продолжила делиться важным опытом с российскими и зарубежными коллегами. Ирина Кузнецова работает в Русском музее 20 лет, 18 из них – возглавляет службу безопасности.
«Климатология - основа сохранности музейных предметов»
В лекции рассматривались климатические факторы, влияющие на условия хранения экспонатов: освещение, температура, влажность, подвижность воздуха и его загрязненность; рассказывается о современных подходах к нормам хранения музейных предметов, в том числе экспонатов из старинных тканей; уделено внимание новым приборам по контролю климатических параметров.
В Русском музее с 2001 года используется система радиоконтроля климата, позволяющая оперативно и систематически анализировать условия хранения музейных предметов. Характеризуются локальные средства оптимизации температурно-влажностного и светового режимов: увлажнители и осушители воздуха, музейные сорбенты, источники света нового поколения, а также специфические требования к эксплуатации инженерных систем – отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха в уникальных зданиях музея.
Лектор: Колмакова Елена Алексеевна – заведующая отделом музейной климатологии Русского музея, заслуженный работник культуры. После окончания в 1977 году кафедры климатологии Ленинградского Гидрометеорологического института работает в Русском музее; автор многочисленных статей по проблемам климата в музеях, организатор и участник семинаров и конференций по вопросам превентивной консервации музейного хранения.
«Музей и туризм"
Лекция была посвящена актуальным проблемам организации туристической деятельности на территории Русского музея. В лекции были подняты вопросы о перспективах развития и взаимодействии с туристическими фирмами Санкт-Петербурга.
Лектор: Ахунов Валерий Михайлович – заведующий отделом экскурсионно-лекционной работы Государственного Русского музея, кандидат искусствоведения, кандидат экономических наук, член Президиума Национальной Академии туризма, профессор кафедры социального сервиса и туризма Санкт-Петербургского Государственного университета культуры и искусств, доцент кафедры музеологии исторического факультета Санкт-Петербургского Государственного университета. Автор более 60 научных статей и монографий, ведущий телепередач на канале НТВ, ТРК «5 канал», «100 ТВ», «Санкт-Петербург». Постоянный участник Круглого стола «Музей и проблемы «Культурного туризма»», который проходит ежегодно в Государственном Эрмитаже.
Рубить или не рубить? Анамнез-Диагноз-Терапия-Прогноз.
Идеология сохранения исторических памятников «зеленой архитектуры» в Германии
Историческая "зеленая архитектура" - это достойная сохранения часть культурного наследия. Поэтому охрану и реставрацию памятников "зеленой архитектуры" всегда необходимо проводить на профессиональной основе.
В лекции была раскрыта концепция реставрационных мероприятий "Парк-мастер-план", предлагалось обсудить проблемы и решения реконструкции и сохранения памятников "зеленой архитектуры", совершив виртуальную экскурсию по историческим парковым ансамблям Германии, созданным в эпоху Барокко/Рококо:
- Дворцовый парк Сансуси
- Королевские Сады Херренхаузен
- "Сад утех" замка Вайкерсхайм
- Княжеский парк Файтсхеххайм
- Епископский сад Вюрцбургской Резиденции
Лектор: Александра Хандрак. Родилась и училась в Санкт-Петербурге, живет и работает в Берлине (Германия), в Древесном питомнике Лорберг. Региональный менеджер и менеджер проекта Специализированные семинары «Green Master Class®». Увлечения: Biblicum, патроглогия, сравнительная лингвистика, в настоящее время – древненовгородский диалект.
Видеозаписи лекций доступны на официальном канале проекта на YouTube