Успение и Вознесение Богоматери. Конец XVII – начало XVIII века
На большой трехчастной доске представлены праздники «Успение Богородицы» и «Вознесение Богородицы». В «Успение» включен эпизод «отсечение рук нечестивого Авфонии» (рассказывающий о попытке первосвященника Авфония опрокинуть одр Богородицы, несомый апостолами) и о его наказании за святотатство путем отсечения рук. Сцена Вознесения изображена за ложем. Там, в пронизанной золотыми лучами мандорле, являющей сияние славы Господней, Христос держит на руках фигурку младенца, символизирующую невинную душу Девы Марии.
Успение и Вознесение БогоматериИкона представляет так называемый облачный извод композиции «Успения», то есть вариант, дающий изображение доставления апостолов к ложу Девы Марии на облаках. Именно это и послужило поводом для конфискации иконы из Поморской часовни и признанию ее «противной» церкви. Заключение экспертов гласит: «При сопровождении тела Божией Матери ко гробу изображен присутствующий вместе с другими Апостолами и Апостол Фома, а Апостол Иоанн - несомым на облаках к сопровождению тела вместе с другими Апостолами. Замечания: Как при сопровождении тела Божьей Матери ко гробу изображен на иконе Апостол Фома, не бывший при оном, как говорит нам церковное предание, да и Апостол Иоанн не был восхищен облаком к погребению Божией Матери, то икона сия признается несогласною с учением Православной Церкви».
Признанная неугодной икона, наряду с другими, должна была быть отослана в Министерство внутренних дел. Однако возникла проблема доставки «арестованных» произведений в Петербург. Размеры некоторых икон были достаточно велики, например «Успение» в высоту достигает 174 сантиметров, а по ширине насчитывает 132 сантиметра. Общий же вес конфискованного составил более 30 пудов. После долгой переписки было решено отправить секретный груз особым транспортом за «счет экстраординарных сумм», и иконы оказались все-таки в Петербурге, куда с 1844 года мощным потоком переправляли изъятые в губерниях предметы старообрядческой культуры.
Однако, северная столица была не только местом «заключения» произведений. В Петербурге также было много старообрядческих центров, представленных в следующим зале экспозиции.