Выставка фоторабот В.Антония
В виртуальном филиале Русского музея в Нижнетагильском музее изобразительных искусств состоялась презентация медиапрограммы и фотовыставки, посвященных творчеству Владимира Антония. Творчество известного тагильского педагога и художника было целиком посвящено фотографии. Первый из тагильских художников он стал использовать фотоаппарат как объективный инструмент в руках, и первый из тагильских фотографов он отказался от репортажной съемки. При этом Антоний был прекрасным рисовальщиком, тонким знатоком основ изобразительного искусства, обладающим верным чутьем композиции и формы.
В 1970 году Владимир Антоний окончил художественно-графический факультет Нижнетагильского государственного педагогического института и был приглашен преподавать на факультете, которому отдал без малого сорок лет своей жизни. Лишь в 2008 году он оставил преподавательскую деятельность. Неторопливость и вдумчивость, авторитетность и верность точных замечаний, советов, высказанных им студентам и своим коллегам, вызывали к нему не только человеческое, но прежде всего профессиональное уважение.
Несмотря на то, что творчество Владимира Антония мало известно широкому зрителю, именно он оказал одно из важнейших вляний на становление и развитие тагильской школы искусства. Уже в 1970-е годы Владимир Антоний стал работать в области фотографии, тогда изредка экспонируя свои работы на выставках. К этому же времени относятся и эксперименты Антония, восходящие к сюрреалистическим опытам двадцатых годов ХХ века. В восьмидесятые годы автор вместе с другими тагильскими художниками – В.Наседкиным, О.Подольским, Е.Бортниковым и др. стал активно искать альтернативные официальной доктрине советского искусства пути развития изобразительного искусства. Сегодня, спустя более чем двадцать лет, представляется чрезвычайно важным, что в провинциальном промышленном городе ставились и решались те же задачи в искусстве, что и в столичных центрах.
Собирающиеся в творческих студиях художники поставили задачу искать пути «чистого искусства», и взяв за основу работу с моделью, обратились к исследованию формы и цвета, света и тени, фактуры, макро- и микро-миров и пр. Эксперименты и исследования Вл. Антония оказали значительное влияние и во многом опередили свое время, точнее – подготовили почву для появления новых форм мышления, а следовательно и произведений тагильских художников 1980-1990-х годов. К этому времени относятся многочисленные сложные эксперименты художника с обнаженной натурой. Кроме этого он создавал и точные в своей характеристике фотопортреты, исполненные психологизма, в ряде работ – чувственности. Более поздние работы 1990-х годов – в основном пейзажи, которые он собирал в серии. «Поверхности», «Столбы», «Линии», «Арматура» и др. – сегодня трудно сказать, как их классифицировал сам автор, а названия можно дать сугубо по визуальному восприятию.
Выставка подготовлена сотрудниками музея с помощью семьи художника и его друзей, которые предоставили на выставку то немногое, что сохранилось после пожара в мастерской художника, устроенного неизвестными взломщиками, уничтожившего все созданное автором. Медиапрограмма, составленная сотрудниками телерадиокомпании «Телекон» К.Петровым и К.Шульцем, изданный к выставке буклет о творчестве художника (авторы Е.Ильина, М.Подольский), дополнили выставку.