История иконографии преподобного Сергия Радонежского
25 ноября в рамках проекта «Русский музей: виртуальный филиал» в Концертном зале РЦНК в Киеве прошла встреча, посвящённая истории иконографии преподобного Сергия Радонежского.
В начале встречи всем собравшимся был представлен документальный фильм, приуроченный к 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, «Обитель Сергия — На последнем рубеже». Фильм рассказывает о двух самых тяжёлых периодах в русской истории, связанных с именем Сергия Радонежского и Троице-Сергиевой лавры, битве на Куликовом поле и освобождении от нашествия поляков в Смутное время.
Посвятив свой монастырь Святой Троице, Сергий Радонежский призывал русских людей к единству, и тем самым способствовал духовной консолидации народа в годы татаро-монгольского ига. Епифаний Премудрый пишет в своём «Житии Сергия», что последний построил храм Троицы, «дабы воззрением на святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего». Преподобный Андрей Рублёв пишет свою «Троицу» «в похвалу» Сергию Радонежскому по заказу его ученика и преемника игумена Никона. И это посвящение говорит о том, что современники преподобного Сергия хорошо понимали, какое духовное завещание он им оставил.
25 сентября 1392 года преподобный Сергий отошел ко Господу, а спустя 30 лет, в 1422 году, его мощи были обретены. Это случилось ровно через 42 года после Куликовской битвы. Несмотря на одержанную победу, Русь продолжала страдать от княжеских усобиц и набегов Орды. Почитание святого, как местночтимого началось сразу же после его кончины как, а с середины XV века оно становится общерусским. О чем свидетельствует тот факт, что «вскоре после 1459 года была расписана небольшая церковь Сергия Радонежского, выстроенная при дворе новгородских архиепископов, в знак глубокого почитания этого московского святого всей Русской Церковью». Значительная «часть храма была занята сценами из житийного цикла Сергия Радонежского, который является более ранним, чем сохранившиеся на московской почве, родной для преподобного Сергия».
Иконография преподобного Сергия Радонежского основана на житиях, составленных иноком Троице-Сергиева монастыря Епифанием Премудрым в 1417—1418 годах и афонским иеромонахом Пахомием Сербом (Логофетом) около 1459 года. Наиболее древние изображения Сергия Радонежского в русском искусстве относятся к началу XV века, времени обретения мощей преподобного и создания его жития. Наибольшее распространение получили иконы, на которых святой правой рукой благословляет, а в левой держит свиток с текстом обращения к братии. Вверху иконы – изображение Святой Троицы.
К 20-м годам XV века относят «Покров» — произведение лицевого шитья с изображением преподобного. Это изображение считается самым ранним. Его создание принято связывать с обретением мощей преподобного Сергия в период строительства каменного собора Троице-Сергиевой Лавры (1422-1424 гг.). Покров полагался на гробницу с мощами Сергия Радонежского в Троицком соборе. Вероятнее всего, он изготовлен в связи с канонизацией Сергия, произошедшей в 1422 г.
Иконография святого очень разнообразна, его образы встречаются в иконописи и храмовых росписях. Преподобного Сергия изображают как в полный рост, так и в поясном варианте. Пальцы правой руки могут быть сложены в различных жестах, таких как благословение или повествование, внимание и некоторые другие. В левой руке может быть свиток, развёрнутый или свёрнутый. Много икон преподобного Сергия с его житейными клеймами. Есть образы, написанные на сюжеты жития, например: «Явление Богоматери Сергию Радонежскому». Также встречаются изображения преподобного с избранными святыми. Конечно, его образ включается в такие композиции, как «Собор всех святых в земле Российской просиявших», «Собор Радонежских святых» и другие сюжеты, посвящённые русским святым.
После прочитанной лекции была представлена интерактивная программа «Русские монастыри. Искусство и традиции». Программа знакомит с истоками традиции русского монашества, с личностями, сыгравшими особую роль в его становлении, с древнейшими монастырями – хранителями культуры православия. Программа состоит из двух разделов: первый знакомит с истоками монашеской традиции, духовным наследием Сергия Радонежского и его школы; второй раздел содержит изображения произведений древнерусского искусства из фондов Русского музея с подробными аннотациями. В программе представлено более 100 полноэкранных изображений.
В заключении вечера была показана 3-я часть фильм из авторского цикла директора Русского музея В.А. Гусева «Мраморный дворец».