Нескучная архитектура: от Шумера до модерна
Цикл лекций об искусстве в Музее ИЗО. Мировая архитектура.
Случается так, что не только школьники в сентябре достают из портфелей ручки с тетрадками и усаживаются за парты. Взрослые делают это даже с большей охотой – их-то учиться привела не система образования стальной рукой, а чистая жажда знаний.
Таких, жаждущих новых знаний об окружающем мире в самом прекрасном его проявлении – искусстве, вчерашним вечером собралось в Музее изобразительных искусств почти три десятка человек. Вместо парт, допустим, были удобные кресла. Вместо школьной доски – экран проектора. Вместо тетрадок и портфелей по большей части модные сумочки и блокноты в твердых обложках. В остальном все было по-настоящему. В смысле, мы учились.
«Нескучные беседы об искусстве. Школа начинающего искусствоведа» – так называется цикл лекций для тех, кому некогда учиться годами. Один вечер раз в две недели в течение учебного года – и вот вы рассмотрели ключевые направления и исторические вехи архитектуры, скульптуры, живописи, графики и декоративно-прикладного искусства. На выходе, правда, никакого документа не дадут, но общая эрудиция и возможность блеснуть умом в тематической беседе тоже дорогого стоят, будь ваша работа связана с искусством и культурой, как у меня, или просто душа просит понимания прекрасного (тоже как у меня, да). И уж эти цели за время обучения будут достигнуты всенепременно, я поняла это по итогам первого же занятия.
Кстати, о занятиях – их можно оплатить «оптом», получив за 3000 рублей абонемент на целый год, а можно выбрать из списка лекций только те, что интересны лично вам – и заплатить по 200 рублей за занятие. В любом случае получается крайне недорого, к тому же, как известно, вложения в самообразование – самое разумное инвестирование для кризисного времени. К маю войдете во вкус – можно будет продолжить обучение на второй ступени.
Первую лекцию цикла провела вчера профессиональный искусствовед, магистр истории искусств и методист Центра музейной педагогики Вероника Калинина. В будущем к ней присоединятся коллеги, не уступающие по уровню профессионализма и степени осведомленности в своих профильных темах, а с ответственным делом «пилотной» лекции Вероника справилась просто блестяще.
Два часа лекции, конечно, не прошли незаметно, но это в данном случае как раз плюс. Чтобы понять, что я имею в виду, просто представьте себе временной отрезок от Шумер (подсказываю: IV тысячелетие до нашей эры) до Первой мировой войны, прервавшей игривый полет модерна. Все архитектурные стили, случившиеся за пределами России в это время, заняли свое место в бодром, увлекательном и, что называется, «пропущенном через себя» рассказе лектора.
Российской архитектуре в частности будет посвящена следующая встреча – произойдет она 16 или 19 сентября (для слушателей это обязательно уточнят), а через одну главной темой «Нескучных бесед» станет архитектура Екатеринбурга. Такая организация внимания – от общего к частному – заслуживает отдельного восхищения: новая информация лучше всего уясняется, во-первых, на близких к сердцу примерах, а во-вторых, будучи погруженной в общий контекст, который все расставляет по своим местам.
Насыщенный визуальный ряд, сопровождавший лекцию, множество примеров из разных стран и исторических периодов и полное отсутствие «шпаргалок» выдают масштабную подготовительную работу и богатый опыт лектора, но слушалось это все легко и непринужденно. Полное соответствие заявленному формату по части «нескучности». Что касается «бесед» – тут все в руках аудитории: были бы вопросы, а ответы на них, я уверена, будут исчерпывающими.
«Не ожидайте, что эти лекции дадут вам полное понимание искусства – чтобы стать специалистами в конкретных его направлениях, люди посвящают обучению годы. Но вы определенно начнете иначе смотреть на город, будете лучше узнавать и больше понимать все, что вас окружает», – такими словами Вероника Калинина напутствовала собравшихся и пообещала посильную поддержку в их дальнейшей искусствоведческой судьбе. В том смысле, что, когда каждый получивший общее представление о направлениях и главных взаимосвязях мирового искусства выделит для себя что-то особенно интересное, педагог и советом поможет, и литературу тематическую для дальнейшего самообразования порекомендует. И такое неравнодушное отношение, согласитесь, тоже приятно.
В конечном счете, цель стартовавших курсов – дать слушателю понимание картины в целом. Удовлетворится ли он затем этими полученными «для себя» базовыми знаниями или лишь определит с их помощью дальнейшие точки роста – личное дело каждого. В любом случае время это будет потрачено с пользой и удовольствием. Так что отправляйтесь учиться тому, что вам интересно! Сентябрь для этого – самое подходящее время.
Фото автора
Екатеринбургский музей изобразительных искусств (Воеводина, 5)
ул. Воеводина, 5
(343) 371-06-26
www.emii.ru
Юлия Верховых, 03 сентября 2015
http://kulturmultur.com/itwas/126/Neskuchnaya_arhitektura_ot_Shumera_do_...