Виртуальная выставка на сайте Тверской картинной галереи. Лев Николаевич Толстой.
«... Зевс, от мановения бровей которого дрожит весь Олимп».
9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна Тульской губернии родился великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Наверное, нет нужды рассказывать о том, как значителен вклад, сделанный великим писателем в литературу и философию. Но и влияние его на другие сферы общественной жизни России было огромно. Так, не будь Толстого, изобразительное искусство обеднело бы не только на тысячи иллюстраций к его произведениям, но и на сотни живописных, скульптурных и графических портретов писателя. Художников вдохновляла его неординарная личность, глубина его взглядов, сила духа и своеобразие таланта.
«Как бы ни унижал себя этот гигант, какими бы бренными лохмотьями не прикрывал свое могучее тело, всегда в нем виден Зевс, от мановения бровей которого дрожит весь Олимп», – писал о Толстом живописец Илья Ефимович Репин, близкий друг писателя, автор целой галереи его портретов.
В Тверской областной картинной галерее хранится портрет Льва Толстого, выполненный неизвестным скульптором. Создавая портрет в 1929 году, спустя почти двадцать лет после смерти писателя, мастер ориентировался на один из образов, созданных Репиным с натуры – «Лев Николаевич Толстой босой».
Толстой изображен сосредоточенным, погруженным в раздумья, весомым и значимым. Он стоит, заложив руки за пояс своей рубахи, и эта рубаха и простые холщовые штаны отсылают нас к тому периоду жизни писателя, когда он стремился к «опрощению». После глубокого духовного кризиса, закончившегося отлучением от церкви, Толстой уезжает в Ясную Поляну, где занимается тяжелым крестьянским трудом, спит на голом полу и ходит босиком до самых холодов. Он пишет: «…ограничить как можно свои потребности и больше давать, чем брать, к чему и направлять все силы и в чем видеть цель и радость жизни… Прислуги держать только столько, сколько нужно, чтобы помочь нам переделать и научить нас и то на время, приучаясь обходиться без них… Жизнь, пища, одежда. Все самое простое. Все лишнее: фортепьяно, мебель, экипажи – продать, раздать…»
В тридцатые годы двадцатого века именно этот образ графа, стремящегося жить как простой человек, оказался привлекательным для советских художников. Неизвестный скульптор не повторил буквально портрет кисти Репина, но создал свой собственный образ, более земной, основательный и близкий к крестьянскому типу.
Наталья Лебедева, научный сотрудник музейно-просветительской службы.
Неивестный скульптор. "Лев толстой", 1929. Гипс тонированный, 43,3х17,3х16,8 см.
Серов В.А. Наташа Ростова у постели раненого Андрея Болконского. Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого "Война и мир". 1951-1953 гг. Бумага, соус. 41х30,3 см; 34,7х25,2 см.
Из собрания Тверской картинной галереи