Взгляд с высоты времени. В.Чаженгина. Интернет журнал "Лицей" 2 февраля 2015г.
Выставка, которая открылась в конце минувшей недели в Музее изобразительных искусства Карелии, привлечет внимание не только поклонников «Калевалы», но и тех, кто интересуется современным искусством. Выставка так и называется – «Калевала». Современный взгляд» и посвящена 180-летию выхода в свет первого издания карело-финского эпоса (1835 год).
Выставка – результат большого международного российско-финляндского проекта, который поддержали министерства культуры России и Карелии, финские центры содействия искусству Северной Похъянмаа и Кайнуу, Лапландии, Северной Карелии. Неслучайно на вернисаж в Петрозаводск приехала большая финская делегация, состоящая из представителей культурных центров и художников из Хельсинки, Оулу, Рованиеми и Йоэнсуу, которые представили на выставке скульптуры, видео, фото, художественные объекты и инсталляции. Кстати, некоторые из них создавались уже в Петрозаводске, перед открытием выставки. Тема карело-финского эпоса интересует мастеров не только Карелии и Финляндии, но и Москвы, Санкт-Петербурга.
Музей изобразительных искусств предложил работы, созданные в основном в ХХ веке, многие из них уже стали классикой и обрели всероссийскую популярность. Достаточно назвать имена их авторов – Георгий Стронк, Осмо Бородкин, Мюд Мечев, Тамара Юфа. Рядом с их произведениями работы Николая Кочергина, Валентина Курдова, Бориса Акбулатова. Работы выдающегося петербургского графика Юрия Люкшина (петрозаводчане знакомы с его творчеством по выставка в музее ИЗО, часть из них пополнила его фонды) и совсем молодого и пока мало известного художника Игоря Баранова.
Необычный взгляд на «Калевалу» продемонстрировал петрозаводский художник Владимир Зорин. Как он сам поясняет, его произведение – плод размышлений о калевальской мельнице Сампо. Круг – форма крышки мельницы, форма движения, вращения. А самым могущественным знаком современного мира является знак ENTER (клавиша), запускающая любые программы и процессы. Это и объединило их в одном объекте.
Оказывается, темы «Калевалы» можно выразить в технике лоскутного шитья, как это сделала финский художник по текстилю Вуокко Исакссон, с творчеством которой петрозаводчане тоже знакомы по выставке в музее. Или в дереве – финские мастера очень любят этот материал, что они еще раз подтвердили на нынешней выставке. Подойдет и гипс, его использовали для своих работ студенты Санкт-Петербургской академии художеств Павел Калтыгин и Руслан Егоров, или крафт-бумага молодой петербургской художницы Надежды Белой.
Причем, соприкосновение с поистине космическим миром «Калевалы» рождает самые разные ассоциации и, естественно, произведения. Они не вступают в соперничество друг с другом, но все вместе создают удивительный, эпический образ «Калевалы». Может быть, хотелось бы более активного присутствия совсем молодых художников, уже из ХХI века. Естественно, их пока нет в калевальской коллекции нашего музея, которая и составила основу выставки. Но то, что они будут, несомненно. Уже на вернисаже, а он стал на редкость многолюдным, было много молодежи.
http://gazeta-licey.ru/culture/29016-vzglyad-s-vyisotyi-vremeni