Лучишкин С.А. Стадион «Динамо». Малая арена. 1975
Лучишкин С.А.
Стадион «Динамо». Малая арена
1975
Холст, масло. 91,7 x 103,2
Институт русского реалистического искусства
Сергей Лучишкин пишет типичный московский зимний пейзаж — серое небо, дома, скрытые влажной дымкой, аскетичное здание стадиона. Перспектива построена на четком чередовании планов. Кроны деревьев, каток со скользящими по нему спортсменами, трибуны стадиона, снова деревья, но уже более обобщенно, призрачные силуэты городских зданий. Кажется, что Лучишкина больше интересует городской пейзаж, чем то, что происходит на стадионе. Зритель вместе с художником смотрит на арену сверху, фигурки конькобежцев миниатюрны, хотя и довольно подробно прописаны (к этому приему Лучишкин уже прибегал в известном полотне «Лыжники» 1926 года, Государственный Русский музей).
Стадион «Динамо» — старейший московский стадион, построенный в 1928 году к Всесоюзной спартакиаде. До начала 1980-х годов использовался исключительно для спортивных мероприятий, после к ним добавились и музыкальные концерты. В 2008 году стадион закрыли на реконструкцию. В процессе ремонта исторические стены стадиона лишились охранного статуса, что закончилось их полнейшей перестройкой.
ЛУЧИШКИН Сергей Александрович (1902–1989)
Один из знаменитых остовцев родился в Москве в семье лавочника. В юности Сергей Лучишкин учился на курсах декламации на режиссера и практически параллельно занимался у художника Абрама Архипова в Свободных художественных мастерских. Известность Лучишкину принесла как его живопись, так и театральная деятельность. В 1920-е годы он активно экспериментирует в области беспредметного искусства как в живописи, так и театре. В это время он создает ряд довольно трагических по настроению полотен. Например, композиция и образы его известного полотна «Шар улетел» (1926), ныне хранящегося в Третьяковской галерее, были совершенно нехарактерны для советской живописи того времени. Кстати, подобное трагическое настроение повторилось в популярной песне Булата Окуджавы «Девочка плачет, шарик улетел...», написанной в 1960-х годах. В 1930–1950-е годы творчество Лучишкина возвращается в более традиционное русло. Он много занимается оформительской деятельностью, активно участвует в набирающем силу кинопроцессе. Лучишкин был художником-постановщиком фильма Григория Александрова «Цирк» (1936) с Любовью Орловой в главной роли. Театральность и постановочность отобразились в яркой, жизнерадостной и чрезвычайно динамичной картине «Парад на стадионе «Динамо» (1936–1976), представленной в постоянной экспозиции Института русского реалистического искусства.