Северная магическая традиция в современном искусстве
С 11 июня 2014 года в Музее изобразительных искусств РК открыта выставка петербургского художника Дмитрия Дагаса (Гришина).
Дмитрий Дагас в своём творчестве использует древние рунические практики, которые изучал многие годы. Энергетика рун и влияние Северной магической традиции прослеживается во многих его работах. Большинство произведений показывают разнообразие творчества автора за последние 10 лет. Многие работы Дмитрия Дагаса написаны на чёрном холсте и чёрной бумаге с применением авторской технологии, что усиливает энергетику композиций.
Своеобразие творчества Дмитрия Дагаса раскрывается уже в том, что оно не поддаётся определению в привычных терминах. В его работах мы находим элементы сюрреализма и символизма, реализма и экспрессионизма, но ни один из названных методов не может быть его исчерпывающей характеристикой. В картинах художника перед нами раскрывается загадочный мир, населённый сонмом реальных и сказочных персонажей. Это шуты и гномы, киты и бабочки, старцы и восточные правители, орлы и грифы и кроме того – цветы, раковины, подсолнухи, воплощающие в интерпретации автора идею человеческой жизни. Художник способен воспринимать каждый изображаемый им предмет как уникальное явление, полное скрытой магической энергии. Эта энергия наполняет бездонные пространства его полотен с высоким прозрачным небом, тающими строениями-призраками, хрупкими деревцами на горизонте и отчетливой ясностью предметов переднего плана. Дмитрий чувствует архитектуру каждой детали, будь то лист, раковина или изгиб вздымающейся волны. Увлекаясь её пластической самоценностью, он развивает пленивший его ритмический мотив, порой, абстрагируя его до самостоятельно развивающегося узора. Этот приём позволяет ему соединить в едином живописном решении реалистическое восприятие мира и символическое осмысление. В его произведениях нет мёртвых предметов. Каждый из них, будь то трон, брошенный замок или подсолнухи, обладает двойной сущностью и, кажется, готов перевоплотиться в живое существо. Автор умеет различать намёки и иносказания, вплетенные в текст действительности и сообщать им зримую форму.
Каковы источники творческого дара художника? Где начало его пути - в классах художественного училища или на трагических дорогах Афганской войны? Однозначный ответ здесь вряд ли возможен. Важно другое - перед нами мастер, отличающийся сложившимся собственным почерком, дарование которого проявляется и в его авторских работах и в его копиях, которые он любит и умеет делать, особенно, если это картины старых голландских художников.