Инновационная деятельность ИОЦ в образовательном пространстве ВУЗа: искусство как социальная ответственность
Инновационная деятельность ИОЦ в образовательном пространстве ВУЗа: искусство как социальная ответственность
Очередное занятие инновационного цикла прошло в Информационно-образовательном центре «Русский музей: виртуальный филиал» Севастопольского филиала Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова 22 мая 2013 года.
Два блока занятия были объединены общей темой – «Искусство как социальная ответственность». Эта тема приобретает все большую актуальность в связи с возросшей в последние десятилетия ролью искусства дизайна и расширением партнерских связей бизнес-сообщества и сферы культуры. Не секрет, на протяжении веков бизнес учился у культуры и искусства законам гармонии и привлекательности, при этом активно эксплуатируя их эстетическую и коммуникативную функции. Сегодня визуальные искусства становятся едва ли не самым востребованным элементом развития, например, digital-среды. Аналитики сходятся во мнении, что современный среднестатистический потребитель – пользователь социальных сетей, медиа-рынка, а такой потребитель, в первую очередь, - визуалист. Поэтому грамотно оформленный визуальный контент служит более эффективным инструментом привлечения посетителей, нежели скидочные купоны, рекламные акции и т.п. Однако все чаще специфика развития визуальной рекламы ставит в тупик и потребителей, и ее создателей и распространителей. В погоне за кажущейся эффективностью переступается порог «допустимого воздействия» на зрителя-потребителя и на общество в целом.
Каковы же критерии оценки «визуального в рекламе»? Какова норма соответствия между эстетикой и моралью? Что такое «арт-терроризм», «деструктивная реклама» и каковы последствия этих проявлений? Какова мера социальной ответственности каждого участника рекламного рынка? Такие вопросы поставили перед будущими специалистами рекламного менеджмента кандидат экономических наук, доцент Ольга Геннадьевна Будакова и методист ИОЦ, искусствовед Анна Николаевна Горенкова. В ходе занятия с помощью ряда рекламных плакатов, шедевров мировой живописи удалось не только найти ответы на эти вопросы, но и проследить основные тенденции развития визуальных образов в рекламе, их фактическую идентичность современным особенностям изобразительного искусства – как «социального зеркала».
В этой связи обозначена приоритетная роль ответственной позиции именно организаторов рекламных процессов, то есть тех структур и лиц, которые контролируют, в том числе, и художественный этап производства рекламы.
Тема социальной ответственности была продолжена во втором блоке занятия, который прошел в мультимедийном кинотеатре ИОЦ в формате видеоконференцсвязи с Государственным Русским музеем (г. Санкт – Петербург).
Здесь была представлена лекция-презентация о современном искусстве, построенная на основе выставки "Без барьеров". Зрители получили возможность лучше узнать отечественное изобразительное искусство переломного периода – конца ХХ века. Время распада СССР породило искусство, лишенное каких-либо цензурных барьеров, идеологических рамок. Это было искусство «не структурированного многообразия», где каждый художник оказался в ситуации полной свободы самоопределения и самовыражения. Так характеризуют отечественное искусство 1985 – 2000 годов – времени жестких контрастов, «пересечения традиций и новаторства».
С искусством «без барьеров» зрителей познакомил доктор философских наук, искусствовед, критик, переводчик, главный научный сотрудник Государственного Русского музея, автор многочисленных статей по рок-музыке Алексей Алексеевич Курбановский. Во время показа были представлены образцы идеологического прикладного искусства, искусства так называемых маргинальных групп, искусства «возбужденной поверхности». Также продемонстрированы новые на то время и получившие сейчас широкое распространение формы, методы визуализаций (компьютерная печать, фото-коллажи и т.д.), примеры приватизации и персонализации национальной символики. Слушатели получили представление о таких явлениях как коммерческий дизайн, «измененный гуманизм», «искусство кризиса», о том, почему сейчас так устойчива «мода на СССР».
Исторический контекст, будто бы иллюстрируется художниками того времени. «Искусство без барьеров» как отражение эпохи распада, оставило очень яркую, запоминающуюся художественную характеристику общественных преобразований. Социум и индивид здесь – главный персонаж, главный сюжет. Основной секрет – выбор направления, пути, ориентира: полная свобода или ответственная свобода, самовыражение ради самовыражения или самовыражение в рамках разумного отношения к миру. Каким будет будущее? Эти же проблемы как никогда актуальны для бизнес-сообществ, стремящихся к развитию.
Искусство рекламы, художественное искусство и искусство управления кажутся слишком далекими друг от друга сферами, однако, это лишь иллюзия, раскалывающая цельное представление о мире.