Переяславец М.В. Борцы (по рисунку с античной вазы). 1976
Переяславец М.В.
Борцы (по рисунку с античной вазы)
1976
Бронза. 68 х 110 х 30
Приморская государственная картинная галерея
Творчество Михаила Переяславца многоаспектно и классично. Классичность осуществляется в двух регистрах. Первое – совершенство передачи телесной формы и движения фигур. Второе – неизменное обращение к образцам античного искусства – скульптуре и вазописи. Так, скульптура «Борцы» (по рисунку с античной вазы) может отдаленно ассоциироваться с рисунками Евфрония (конец VI века до н. э.) на кратере с изображением борьбы Геракла и Антея или на пелике с изображением борцов. Скульптура не копирует оригинал, но сама обретает качества архетипа, изначально существующего и угаданного, воссозданного современным художником. Переяславец уплощает скульптуру «Борцы», приближает ее к рельефу, усиливает энергию контура, столь первостепенного в искусстве вазописи. Побеждает не ярость борьбы, но зрелищная мимика движений и силуэтов. То, что в реальном поединке возникает спонтанно и длится лишь мгновенно, в скульптуре закрепляется как знак.
ПЕРЕЯСЛАВЕЦ Михаил Владимирович (род. 1949)
Известный российский скульптор, народный художник РФ (1995), Лауреат Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина (1984), действительный член Российской академии художеств (1997), профессор кафедры скульптуры и композиции Московского государственного художественного института им. В.И. Сурикова (1995).
Работает в станковой и монументальной скульптуре, создает портреты, сюжетные композиции исторической и мифологической тематики, городские памятники. Автор памятников воинам-десантникам в Москве (2002), В.И. Сурикову в Москве (2003), трижды Герою Советского Союза летчику А.И. Покрышкину в Новосибирске (2005), Екатерине II в Цербсте в Германии (2010), писателю П.П. Ершову (2008), Ф.М. Достоевскому (2010) в Тобольске и др.
Переяславец М.В. Борцы.(По рисунку с античной вазы). Эскиз. 1975
Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых