Пахомов А.Ф. Спортсмен. Первая половина XX в.
Пахомов А.Ф.
Спортсмен
Первая половина XX в.
Бумага, кисть, тушь. 34,5 х 24,5
Чувашский государственный художественный музей
ПАХОМОВ Алексей Федорович (1900–1973)
Учился в Центральном училище технического рисования Штиглица (1915–1922) у В.В. Лебедева, Н.А. Тырсы; Академии художеств (1922–1925). Член Союза художников.
Родился в крестьянской семье. Рано обнаружив тягу к искусству, он на деньги, собранные благотворителями, приехал в 1915 г. в Петроград. Из-за событий революции и Гражданской войны ученье затянулось, и он завершил его только в 1925 г. в Высшем художественно-техническом институте, но очень быстро приобрел репутацию зрелого мастера. Успев последовательно пройти все искусы современных художественных течений, вплоть до самых крайних, он стремился соединить широко понимаемую живописную традицию с завоеваниями искусства XX в.
В красивых по цвету, утонченных по мастерству, монументальных по строю полотнах неизменно воплощались возвышенные представления художника о человеке («Работница», 1926; «Купающаяся девочка», 1927; «Крестьянский мальчик» и «Жница», обе 1929; «Подруги», 1930). Продолжением этих картин стала живописная серия начала 1930-х гг. «На солнце» («Сестры», «Купальщица», «У Петропавловской крепости» и др.), в которой с целомудренной поэтичностью трактовалась тема обнаженного тела; некоторые из этих сюжетов он повторил и в литографских эстампах.
Одновременно с живописью и станковой графикой занимался иллюстрированием книг для отдела детской и юношеской литературы Государственного издательства. Излюбленными темами художника были жизнь детей и быт русской деревни («Мастер» С.Я. Маршака, 1927; «Ведро» Е.Л. Шварца, «Коса» Г.А. Крутова, обе 1929; «Как Саньку в очаг привели» Л.А. Будогоской и «Мяч» С.Я. Маршака, 1933).
Уже в конце 1920-х гг. оказался в числе лучших иллюстраторов детской книги. Главной его заслугой было преодоление распространенных стандартов условного – кукольно-слащавого или карикатурного – изображения детей. Его обаятельные персонажи неизменно отличались психологической достоверностью и социальной конкретностью. В первой половине 1930-х гг. усложнившаяся идеологическая обстановка, в частности кампания по борьбе с «формализмом», поставила Пахомова в трудную ситуацию: его картины все чаще и чаще становились объектом нападок.
Не желая поступаться творческими принципами, он решился вообще оставить живопись и даже отказался от цвета в своей книжной и станковой графике, сосредоточившись исключительно на рисунке. Отличное и самобытное мастерство рисовальщика верно служило ему и в иллюстрациях к книгам («Бежин луг» И. С. Тургенева, 1936; «Мороз, Красный нос» Н.А. Некрасова, 1937), и в литографских эстампах (серия «Ленинградский дворец пионеров», 1939–1940).
Войну Пахомов провел в блокадном городе, не прерывая работы, результатом которой явилась знаменитая серия литографий «Ленинград в дни блокады» (1942–1944). В серии литографий «Ленинград в дни блокады» с большой убедительностью передал мужество ленинградцев в борьбе с врагом, трагические будни осажденного города.