Цикл лекций и авторских экскурсий в рамках работы выставки "Фарфор российских императоров"
Екатеринбургский музей изобразительных искусств представляет цикл лекций и авторских экскурсий в рамках работы выставки "Фарфор российских императоров".
Из четырехсот лет существования императорского Дома Романовых почти двести связаны с историей фарфора.
Еще Петр I мечтал о собственном русском производстве фарфора. В 1744 году под патронатом императрицы Елизаветы Петровны появляется «Невская порцелиновая мануфактура», где создавался первый отечественный фарфор. В правление дочери Петра Великого в дворцовом обиходе появляется и первый заграничный фарфоровый сервиз – «Андреевский» - великолепное произведение Мейсенской мануфактуры.
На выставке будет представлено полтора десятка сервизов, ранее входивших в состав кладовых Зимнего дворца, созданных как отечественными, так и западноевропейскими мастерами. В этих произведениях отражены эволюция художественных стилей и изменения придворного этикета, происходившие на протяжении двух столетий. Зритель сможет ознакомиться с образцами европейского («Андреевский») и русского («Собственный сервиз императрицы Елизаветы Петровны») рококо, примерами неоклассики в исполнении Севра и Императорского фарфорового завода («Сервиз с камеями» и «Кабинетский»), памятниками ампира («Гурьевский»), неоготики («Готический»).
Наряду с привычными для нас формами – тарелками, чашками, блюдами, представлены давно исчезнувшие из обихода супницы, квасники, мороженицы, рюмочные передачи и специальные сахарницы для сахарных голов.
Сотрудники музея подготовили ряд образовательных мероприятий в период работы выставки:
15.00
Лекция «Египетские пески в русских снегах»
Наполеон Бонапарт вел военные кампании в самых разнообразных климатических условиях. Политика Директории забросила его в конце XVIII века в далекий и экзотический Египет. В обозе французской армии путешествовали не только врачи и повара, будущий французский император вез с собой целый отряд ученых. О ценности этой части экспедиционного корпуса свидетельствовал приказ «ученых и ослов - на середину!», который отдавали при возникновении угрозы нападения.
В память об этом походе в 1804-1806 годах на Севрской мануфактуре создается роскошный сервиз, получивший название «Египетского». Этот сервиз, один из самых любимых дворцовых сервизов, Наполеон подарил после заключения Тильзитского мира российскому императору Александру I. Вспоминал ли великий полководец, покидая негостеприимную Россию во главе замерзающей и утопающей в снегах армии, жаркое солнце берегов Нила? Как создавался сервиз? Как сложились судьбы оригинала и его повторения? Какую роль сыграл автор рисунков для росписей фарфоровых предметов в истории мировой культуры? Ответы на эти и многие другие вопросы Вы узнаете на лекции.
Лекцию читает заведующая отделом декоративно-прикладного искусства, кандидат искусствоведения Будрина Людмила Алексеевна
18.30
Лекция «Итальянские виды на русском фарфоре: от реальности к фантазии»
В конце XVIII века в искусстве русского фарфора возникает новый для него декоративный мотив – итальянский пейзаж.
Образцами для росписей становились гравюры европейских художников, с наиболее известными видами итальянских городов и их окрестностей. Особой популярностью в этом отношении пользовались произведения Джованни Баттиста Пиранези.
На лекции пойдет речь о том, что обусловило появление итальянских мотивов в росписи на фарфоре, источниках миниатюр и вариантах их интерпретации.
Лекцию читает научный сотрудник отдела декоративно-прикладного искусства Яна Владиславовна Коновалова
15 июня (суббота)
13.00
Авторская экскурсия «Романтика средневековья в русском искусстве XIX века»
Поводом для разговора о моде на «средневековье» в России в XIX столетии послужили предметы из «Готического сервиза», представленного на выставке «Фарфор российских императоров…». Многоцветная роспись тарелок из этого сервиза напоминает витражи средневековых соборов. Увлечение средневековой культурой Западной Европы определялось вкусами императорского двора. Готическое искусство вызывало восхищение у супруги российского императора Николая I Александры Федоровны, зачитывавшейся романами В. Скотта (1771 – 1832). В ходе экскурсии пойдет речь о замках, соборах, витражах, дворцовых рыцарских турнирах и о многом другом.
Экскурсию проводит заведующая сектором западноевропейского искусства Ольга Вячеславовна Конева
19 июня (среда)
18.30
Лекция «Елизавета Петровна и Екатерина II - изящные покровительницы фарфора в России».
В 1756 году на первом в России фарфоровом заводе была изобретена «большая печь», что позволило изготавливать крупные предметы - миски, корзины, блюда. К этому же времени относится личный заказ императрицы Елизаветы Петровны на изготовление первого столового сервиза, получившего название «Собственный». Сервиз покрыт рельефной сеткой с незабудками, прописанными золотом и пурпуром, и украшен яркими гирляндами цветов, вылепленными вручную, что соответствовало господствовавшему в тот период стилю рококо. Наивысшего расцвета русский художественный фарфор достигает в «золотой век» Екатерины II (1762-1796), которая всегда покровительствовала фарфоровому производству. На рубеже 1770-х гг. рококо исчезает, не успев распространиться. На смену ему приходит классицизм.
Лекцию читает заведующая сектором инновационных программ Фирстова Татьяна Валерьевна
13.00
Лекция «Российские ордена и «орденские» сервизы»
Интереснейшим явлением ХVIII века были так называемые «орденские» сервизы, предназначенные для торжественных приемов в честь кавалеров орденов. Каждый предмет из такого сервиза имел характерный орнамент, включавший изображение ордена и орденской ленты. Об орденах, их известных получателях и парадных сервизах пойдет речь на лекции.
Экскурсию проводит научный сотрудник сектора инновационных программ Сергей Евгеньевич Винокуров
13.00
Авторская экскурсия «Коронованная" монограмма в императорском фарфоре: лаконизм и величие»
Изысканная форма вензеля придавала фарфору особое великолепие, художественно видоизмененные буквы писались прописью, а порой сплетались подобно виньетке или орнаменту. Во время правления Екатерины II среди ее фрейлин была распространена традиция вместо небольшого портрета с изображением государыни носить оригинальные ювелирные украшения в виде екатерининского вензеля. В 1770-х годах этот обычай стал особенно распространенным. Именно к этому времени относится также большое количество фарфоровых изделий, украшавшихся императорским вензелем. Благодаря монограммам современные коллекционеры без труда определяют время создания фарфоровых предметов.
Экскурсию проводит методист Центра музейной педагогики Вероника Михайловна Калинина
18.30
Лекция «Забытые формы фарфоровой посуды»
Полоскательницы, менажницы, террины и даже pote-a-crеme - это посуда, входившая некогда в старинные фарфоровые сервизы. К сожалению, в современном мире эти милые предметы не стоят на столах в дорогих ресторанах и городских квартирах. Лекция познакомит с забытыми формами фарфоровой посуды и расскажет об их назначении.
Лекцию читает заведующая сектором инновационных программ Фирстова Татьяна Валерьевна
16.00
Авторская экскурсия «Символ и украшение: цветы в русской дворянской культуре»
На протяжении двух веков цветы играли немаловажную роль в жизни русской знати. Они сопровождали торжества и пиршества, балы и маскарады, а также повседневный быт дворянских семей, причем не только в виде живых букетов, но и в оформлении драгоценных столовых сервизов. На лекции пойдет речь о цветочном этикете и традиции цветочной росписи по фарфору.
Экскурсию проводит научный сотрудник сектора русского искусства Вансович Юлия Викторовна
24 июля (среда)
16.00
Лекция «Федор Григорьевич Солнцев. Живописная летопись Древней Руси»
В первой четверти XIX столетия многие исследователи обращают свое внимание на историю Древней Руси, которая до этого времени была мало изучена, а порой просто забыта. Наряду с «Памятниками древнерусского зодчества» Ф. Ф. Рихтера и «Русской стариной» А. А. Мартынова и И. М. Снегирева достойное место занял труд Федора Григорьевича Солнцева (1801 - ) - собрание рисунков русской старины. Солнцев много ездил по древнерусским городам, занимаясь исследованием и срисовыванием предметов и памятников старины, делая этнографические зарисовки. Трудам Солнцева русская наука обязана собранием «Древностей Российского государства» и «Керченских и Фанагорийских древностей». По рисункам Солнцева восстановлены терема и церкви Московского Кремля, украшены залы Кремлевского Дворца. Ему принадлежит честь открытия и восстановления мозаик и фресок Софии Киевской, Успенского собора Киево-Печерской Лавры, Дмитровского собора во Владимире.
Лекцию читает методист Регионального центра музейной педагогики Вероника Михайловна Калинина
16.00
Лекция «Федор Григорьевич Солнцев. Живописная летопись Древней Руси»
В первой четверти XIX столетия многие исследователи обращают свое внимание на историю Древней Руси, которая до этого времени была мало изучена, а порой просто забыта. Наряду с «Памятниками древнерусского зодчества» Ф. Ф. Рихтера и «Русской стариной» А. А. Мартынова и И. М. Снегирева достойное место занял труд Федора Григорьевича Солнцева (1801 - ) - собрание рисунков русской старины. Солнцев много ездил по древнерусским городам, занимаясь исследованием и срисовыванием предметов и памятников старины, делая этнографические зарисовки. Трудам Солнцева русская наука обязана собранием «Древностей Российского государства» и «Керченских и Фанагорийских древностей». По рисункам Солнцева восстановлены терема и церкви Московского Кремля, украшены залы Кремлевского Дворца. Ему принадлежит честь открытия и восстановления мозаик и фресок Софии Киевской, Успенского собора Киево-Печерской Лавры, Дмитровского собора во Владимире.
Лекцию читает методист Регионального центра музейной педагогики Вероника Михайловна Калинина
18.30
Лекция «Египетские пески в русских снегах» (повтор лекции)
Наполеон Бонапарт вел военные кампании в самых разнообразных климатических условиях. Политика Директории забросила его в конце XVIII века в далекий и экзотический Египет. В обозе французской армии путешествовали не только врачи и повара, будущий французский император вез с собой целый отряд ученых. О ценности этой части экспедиционного корпуса свидетельствовал приказ «ученых и ослов - на середину!», который отдавали при возникновении угрозы нападения.
В память об этом походе в 1804-1806 годах на Севрской мануфактуре создается роскошный сервиз, получивший название «Египетского». Этот сервиз, один из самых любимых дворцовых сервизов, Наполеон подарил после заключения Тильзитского мира российскому императору Александру I. Вспоминал ли великий полководец, покидая негостеприимную Россию во главе замерзающей и утопающей в снегах армии, жаркое солнце берегов Нила? Как создавался сервиз? Как сложились судьбы оригинала и его повторения? Какую роль сыграл автор рисунков для росписей фарфоровых предметов в истории мировой культуры? Ответы на эти и многие другие вопросы Вы узнаете на лекции.
Лекцию читает заведующая отделом декоративно-прикладного искусства, кандидат искусствоведения Будрина Людмила Алексеевна
18.30
Лекция «Российские ордена и «орденские» сервизы» (повтор лекции)
Интереснейшим явлением XVIII века были так называемые «орденские» сервизы, предназначенные для торжественных приемов в честь кавалеров орденов. Каждый предмет из такого сервиза имел характерный орнамент, включавший изображение ордена и орденской ленты. На лекции пойдет речь об орденах, их известных получателях и парадных сервизах.
Лекцию читает научный сотрудник сектора инновационных программ Винокуров Сергей Евгеньевич
С 31 мая по 4 августа 2013 года выставка будет представлена в Екатеринбургском музее изобразительных искусств по адресу ул. Воеводина, 5.
Часы работы выставки: вт., пт., сб., вс. – с 11:00 до 19:00 (касса работает до 18:00); ср., чт. – с 11:00 до 20:00 (касса работает до 19:00), пн. – выходной день.