Вильнер В.С. Футбол. 1974
Вильнер В.С.
Футбол
1974
Бумага, цветная автолитография. 51 x 66; 59 х 76
Тольяттинский художественный музей
В литографии «Футбол» 1974 г. композиция построена с высоты птичьего полета. Большую часть листа занимает переполненный зрителями городской стадион, на котором проходит футбольный матч.
Очень подробно, почти фотографически точно, художник выписывает окружение стадиона – жилые здания, машины и толпу людей перед главным входом на стадион, а также на дальнем плане – новостройки, морской порт и проплывающие корабли.
Несмотря на обилие деталей в картине, общий зеленовато-охристый тон объединяет всю работу, придает ей цельность и логическую завершенность.
ВИЛЬНЕР Виктор Семенович (род. 1925, Ленинград)
Заслуженный художник России, член-корреспондент Академии художеств.
Первые профессиональные навыки получил в студии Дворца пионеров. В 1941 г. поступил в Ленинградское художественное училище, учебу в котором прервала блокада. Служил в армии, был на фронте. После демобилизации продолжил учебу и в 1950 г. окончил живописное отделение училища по классу Евгении Марковны Магарил, ученицы Малевича, где получил представление об искусстве авангарда. Затем последовали годы занятия живописью, книжной графикой, преподаванием.
С 1960-х гг. стал серьезно заниматься литографией. Переступив порог ленинградской экспериментальной литографской мастерской в 1967 г., остался там на тринадцать лет. Работал совместно с Ю.Васнецовым, А.Ведерниковым, Б.Ермолаевым и А.Капланом.
В то время в мастерской складывались свои традиции, связанные с развитием декоративности в цветном эстампе. Впервые эстампы были экспонированы в 1967 году, и с тех пор Вильнер является постоянным участником более 500 городских, российских и международных выставок. В 1967 году по совету П.Басманова вступает в Союз художников по рекомендациям Ю.Васнецова, А.Ведерникова и Б.Ермолаева.
С самого начала использовал иной пластический язык в изготовлении литографии, рисовал кистью на камне или цинковой пластине. Постепенно стал использовать самый неожиданный материал (мрамор, пластик, металл), сочинял рецепты, позволяющие сохранить свежесть красочной поверхности. Эстампы, напечатанные новым способом, даже специалисты с трудом отличают от классической литографии.
Творчество Вильнера и в 1960-е, и сейчас остается синонимом независимого искусства. Графическую культуру Петербурга последней трети ХХ века невозможно представить без творчества этого художника, вслед за великими предшественниками воплотившего новый образ города Петра. Город стал главной и, по сути, единственной темой в творчестве мастера, пространство которого в работах художника до предела насыщено образами, наполненными множеством реальных и фантастических деталей.
Вильнер оказался одним из наиболее последовательных авторов, стремившихся овладеть духом города, проникнуть в его мифологию, наполненную образами из произведений Пушкина, Гоголя, Достоевского, Белого. Циклы импровизаций на темы и по мотивам «Шинели», «Носа», «Пиковой дамы», «Преступления и наказания» в интерпретации художника так же внутренне завершены и органичны, как и открыты для прочтения с любой строки.
У В.С. Вильнера состоялось более 60 персональных выставок: в Москве, Петербурге, других городах России и за рубежом — в Германии и Австрии, США, Канаде, Италии, Франции. Художник участвовал в графических биеннале и триеннале (Краков, Берлин, Стокгольм, Венеция, Таллинн, Петербург). Его работы хранятся в крупнейших собраниях мира: Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Дрезденской галереи, Метрополитен Музея (Нью-Йорк), Национальной галереи (Вашингтон), в эстампных собраниях национальных библиотек и мн. др.