Лучишкин С.А. Неоднократный чемпион мира и CCCР А.Колчина. 1964
Лучишкин С.А.
Неоднократный чемпион мира и CCCР А.Колчина
1964
Холст, масло. 69,5 х 55
Курганский областной художественный музей
Одна из ведущих тем в творчестве С.А. Лучишкина – тема спорта, светлого оптимизма молодости, упоения победой, радости жизни – нашла отражение в портрете знаменитой советской спортсменки А.П. Колчиной.
Алевтина Павловна Колчина – неоднократная чемпионка СССР, мира, Олимпийских игр - родилась 11 ноября 1930 года в Пермской области. Выступала за разные московские команды: в 1954–1955 гг. за «Искру», в 1956–1968 гг. – за «Динамо». Чемпионка мира 1968 г. (10 км и 3 х 5 км), 1962 г. (дистанции 5, 10, и 3 х 5 км), 1966 г. (дистанции 5 и 3 х 5 км). В 1956 г. стала серебряным призером Олимпийских игр в эстафете 3 х 5 км. На Олимпиаде-64 получила бронзовую награду в гонке на 5 км, а в 1968 г. заняла третье место в гонке на 5 км и эстафете 3 х 5 км. Завоевала серебряную медаль на первенстве мира 1966 г. в гонке на 10 км. Стала чемпионкой СССР в гонке на 5 км в 1956, 1960, 1962, 1963 гг; в гонке на 10 км – в 1959, 1962–1964 и 1967 гг.; в эстафете 4 х 10 км – в 1959, 1960 и 1963 гг. Одержала победу на Холменколленских играх 1961–1963 гг. на дистанции 10 км. Награждена орденом «Знак Почета». Ее муж Павел Константинович также один из лучших лыжников-гонщиков второй половины 1950-х – первой половины 1960-х гг. Супруги-чемпионы тренировались у легендарного тренера Владимира Оботнина.
ЛУЧИШКИН Сергей Алексеевич (1902, Москва – 1989, Москва)
Заслуженный художник РСФСР. В 1917–1923 гг. учился на курсах декламации (с 1919 – Государственный институт слова). Параллельно занимался в Свободных художественных мастерских у А.Архипова (1919–1924), а затем (когда они были преобразованы в Высшие художественно-технические мастерские) – у Л.Поповой, А.Экстер и Н.Удальцовой. Был членом группы «Метод» (1924) и «Общества станковистов» (с того же года).
Участник наиболее радикальных художественных экспериментов 1920-х годов. Вслед за С. Никритиным разрабатывал концептуальные таблицы и графики-«проекции» идей, призванных заменить традиционное произведение. В 1923–1929 гг. руководил студией «Проекционный театр», соединившей сценографию в духе конструктивизма с зачатками театра абсурда. До 1930 г. многократно выступал устроителем городских агитационных шествий, в 1930–1932 гг. был художественным руководителем и режиссёром Театра малых форм московского Пролеткульта. В 1932 г. вошёл в правление Московской организации Союза художников.
Игровое начало в соединении с абсурдом и трагизмом характерно для лучших станковых работ Лучишкина («Я очень люблю жизнь», 1924–1926; «Шар улетел», 1926) . Выступил художником-постановщиком фильма «Цирк» (режиссёр Г. Александров, 1936). В дальнейшем занимался плакатом, оформительскими работами на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке и др.