Куликов И.С. Физкультурница. 1929
Куликов И.С.
Физкультурница
1929
Холст, масло. 79 х 58
Муромский историко-художественный музей
Вариант-повторение одноименной картины из собрания Русского музея
Картина-портрет имеет реальный прототип – это ткачиха Пана Иванова, комсомольский вожак ткацкой фабрики «Красный луч». В истории советской живописи произведения Куликова стали едва ли не первыми изображениями молодых строителей новой жизни – энергичных, спортивных, полных оптимизма («Девушка в футболке» А. Самохвалова появилась в 1932 г.) Острый, направленный прямо на зрителя взгляд девушки будто бы спрашивает: «А ты готов сдать нормы ГТО?».
Физкультура и спорт вошли в быт рабочей молодежи. В «Физкультурнице» очень точно схвачено это веяние нового времени, создан обобщенный образ современницы-спортсменки. Картина неоднократно репродуцировалась, а в 1939 году экспонировалась на выставке советского изобразительного искусства в Филадельфии (США).
КУЛИКОВ Иван Семенович (1875, Муром, Владимирская губ. – 1941, Муром, Владимирская обл.)
Живописец, график.
В 1891 работал в качестве помощника художника А.И. Морозова. Учился: 1893–1896 – РШ ОПХ у Э.К. Липгарта; 1896–1902 – ВХУ при ИАХ в мастерских В.Е. Маковского и И.Е. Репина. В 1901–1903 участвовал в работе над картиной «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в день его столетнего юбилея» под руководством И.Е. Репина. 1903–1905 – пенсионер ИАХ в Германии, Италии, Франции.
Участник выставок с 1898. На весенней выставке в АХ в 1906 – Первая премия им. А.И. Куинджи; на Международной выставке в Льеже в 1905 – серебряная медаль. Член и экспонент: Общества русских акварелистов – 1907–1917; ТПХВ (экспонент) – 1908; Общество им. Куинджи – 1910-е. Академик с 1915 г.
В 1919 основал Муромский музей местного края, куда передал свои живописные работы и собранную им коллекцию костюмов прикладного и декоративного искусства. С этого года руководил там Рисовальной школой. Член Горьковского отделения СХ СССР с 1935. С 1936 организовал промышленный музей в Павлове. В 1938 возглавил группу художников по росписи пригородного зала Ярославского вокзала в Москве.