День Рождения картины
В 2012 году исполняется 100 лет со дня создания картины Б.М. Кустодиева «Усадьба в парке» (Холст, масло. 33,6 x 57,3 см), хранящейся в Нижнетагильском музее изобразительных искусств.
Картина написана в 1912 году.
Русская усадьба – это уникальное явление нашей культуры, это целый особый мир с историческими традициями, семейными преданиями, кругом друзей, знакомых. Это духовная крепость, источник душевных сил, воспоминаний. В усадьбу бежали залечивать сердечные раны, искать душевного равновесия. Тени липовых аллей располагали к размышлениям, творчеству. Своеобразная архитектура, притягательная прелесть старого сада, парковая скульптура, художественные интерьеры, живопись, библиотеки, сами люди… Русские дворяне, жившие здесь - кто они? Каковы были их дела, мысли, заботы? Какова история расцвета и упадка дворянских усадеб, в которых проводили время герои А.Н. Островского, А.П. Чехова, И.С. Тургенева? Планов усадьбы никто не утверждал, хозяин усадьбы был волен предоставлять своей фантазии полную свободу. Неизменной чертой усадеб были парки и пруды. Место, как правило, выбиралось живописное. В центре располагался господский дом в 2-3 этажа, с верандой. Рядом - хозяйственные постройки, кладовые, отдельно размещались кухня, конюшни, псарня, людская. В некоторых усадьбах имелись оранжереи и огороды. Усадьба просуществовала недолго. С середины XIX века наступает ее угасание, запустение. Родовые имения продавались богатым дельцам, вековые липы попадали под топоры новых владельцев. Исчезали из памяти даже легенды... Но нет усадьбы без судеб людей. Усадьба и есть судьба.
Яркий, солнечный, волнующий день изобразил Кустодиев на этой картине. Несмотря на покой и отсутствие видимого движения, есть ощущение волнения. Оно исходит от очень яркой травы, как будто засвеченной ярким солнцем, от зелени листвы деревьев на фоне темно-зеленых разлапистых елей.
На заднем фоне – очень яркий белый дом с арками первого этажа, рядами окон и балконом - на втором, с высокой верхней мансардой с округлой крышей, напоминающей шлем. Волнующее чувство у зрителя может быть вызвано ярким контрастом белой и зеленой красок на картине, отсутствием людей на поляне, одиночеством этого дома посреди парка.