Демут-Малиновский В.И. Русский Сцевола. 1813

Демут-Малиновский В.И.
Русский Сцевола
1813
Отлив 1961 с гипсового оригинала (ГРМ)
Статуя. Бронза. 268х131х92
Государственный Русский музей
Сюжет произведения навеян образом легендарного римского героя Муция Сцеволы, который при осаде Рима этрусками был подослан в их лагерь с целью убить этрусского царя Порсенну, но попал в плен. Доказывая мужество защитников города и их готовность довести задуманное до конца, юноша-патриций сжег на огне свою правую руку. С тех пор за родом Муциев закрепилось прозвище Сцевола (лат.scaevola – левша).
В войну 1812 года широкую известность получил рассказ о пленном русском крестьянине, которого принуждая к работе, солдаты Наполеона заклеймили буквой «N». Тогда в гневе он отрубил себе левую руку с клеймом. Этот исторический эпизод, в частности, был приведен Вальтером Скоттом в его объемном труде «Жизнь Наполеона Бонапарта». Патриотическая тема и особенности ее художественного решения выдвинули «Русского Сцеволу» в число самых значимых памятников отечественного искусства эпохи классицизма. В 1813 году Демут-Малиновский был удостоен за эту работу звания профессора скульптуры.
Демут-Малиновский Василий Иванович
1779, Санкт-Петербург – 1846, Санкт-Петербург
Скульптор. Учился в ИАХ (1785-1800). Пенсионер ИАХ в Риме (1803-1806). Преподавал в ИАХ (1808), профессор (с 1813), ректор скульптурного отделения (с 1836). Осуществлял надзор за скульптурой дворцов и парков Петербурга.