Дейнека А.А. После боя. 1937-1942
Дейнека А.А.
После боя
1937-1942
Холст, масло. 170 x 233
Курская картинная галерея
На переднем плане монументального полотна в центре, во всю высоту холста, художник изобразил сидящую спиной к зрителю обнаженную фигуру спортсмена. На заднем плане в отдельных кабинках в рост стоят моющиеся под душем мужчины. Интересна история картины. В 1935 году художником была создана картина «Душ», которая послужила прототипом графической картины «Купальщики» (1935). Спустя два года, в 1937 году, А.Дейнека пишет большое живописное полотно «Душ. После боя» (200 х 350). В 1942 году он сокращает длину картины за счет крайней фигуры справа. Этот фрагмент в настоящее время хранится также в фондах Курской картинной галереи. Подобные «трансформации» картин, а порой и идей, довольно часто встречаются в творчестве известного художника, что позволяет проникнуть в суть творческого метода А. Дейнеки.
ДЕЙНЕКА Александр Александрович (1899, Курск – 1969, Москва)
Живописец, график, скульптор, монументалист, плакатист. Учился в Харьковском ХУ (1914-1918) у Р.М. Пестрикова, А.М. Любимова, в ВХУТЕМАС (Москва, 1920-1925 ) на полиграфическом факультете у В.А. Фаворского и Н.И. Нивинского. Член-учредитель объединений ОСТ (1925), «Октябрь» (1928), РАПХ (1931). Участник выставок с 1924: Первой дискуссионной выставки объединений активного революционного искусства (1924), ОСТ (1925-1928), «Октябрь» (1928-1930), РАПХ (1931-1932).
Руководил секцией ИЗО Губнаробраза (1918), художественной студией при Курском политуправлении (1919-1920). Работал в Курском отделении РОСТА, оформлял массовые празднества. В 1930-1960-х участвовал в художественном оформлении станций Московского метрополитена, МГУ на Ленинских горах, Дворца съездов в Кремле. Преподавал в ВХУТЕИН (Москва, 1928-1930; профессор – с 1940). Член президиума (с 1958), вице-президент АХ СССР (1962-1966), академик-секретарь отделения декоративных искусств АХ СССР (1968-1969).
Художник, сам бывший отличным спортсменом, отмечал: «Спорт имеет одну великолепную особенность: он укладывается в разнообразнейшие рамки искусства. Как тема он неисчерпаем, ибо он демократичен и популярен… Спорт вмещает в себя оттенки ощущения. Он лиричен, он мажорен. В нем много оптимизма. В нем начало героического».