Пименов Ю.И. Футбол. 1926
Пименов Ю.И.
Футбол
1926
Холст, масло. 178 х 145
Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина
Большеформатное полотно привлекает своей динамикой, ощущением движения, настроения. Буквально взлетевшие к небесам за мячом в стремлении принять пас, фигуры футболистов не только красивы, цельны и сдержанно-строги по колориту, по импрессионистической манере изображения, по сведенной к минимуму деталировке, они – воплощение устремленности к новым высотам, они – сама идеология, умело упрятанная автором за натренированными фигурами спортсменов.
Это уже не воспитанники имперской футбольной команды Г. Дюперрона, выступающие на плацу Василеостровского кадетского корпуса. Это те, кто входил в городские футбольные лиги 1920-х годов и был воспитан на философии всемогущества мяча, классической физики его движения по земле и в воздухе. «Лучшие шансы на победу имеет тот, кто лучше представляет закономерности движения мяча» – именно на этом принципе были взращены первые поколения российских футболистов.
К тому же, время работы Ю.Пименова над картиной совпадает с победным триумфом молодой советской республики, сборная которой 16 ноября 1924 года, встретившись со сборной Турции, «всухую» выиграла у противников матч со счетом 3:0! Это было время рождения советской иконографии: палитра Петрова-Водкина провозглашает Петроградскую мадонну, а кисть Пименова создает новую Троицу, парящую над землей. И если средневековая Троица А.Рублева обращена ликами к зрителю, то глаза пименовских героев 1920-х годов устремлены к мячу, который в этом контексте прочитывается диковинной далекой планетой в бездонной выси неба. Зритель при этом наблюдает за священнодейством через спины могучих героев, вырастающих в его глазах до былинных размеров. И взгляд его также устремлен вдаль, ввысь.
ПИМЕНОВ Юрий (Георгий) Иванович (1903, Москва – 1977, Москва)
Выдающийся российский советский художник, лауреат Сталинских премий 1947, 1950 гг., Ленинской премии 1967 г.; участник российских и зарубежных выставок; автор сборников новелл «Искусство жизни, или Искусство ничего» (1960), «Необыкновенность обыкновенного» (1964), «Новые кварталы» (1968) и др.
Художник получил образование в московских Высших художественно-технических мастерских. Обучаясь у прославленных педагогов С.В.Малютина (автора росписи первой русской матрешки и участника Русской частной оперы С.И.Мамонтова), В.А.Фаворского (приверженца и последователя Мюнхенской школы искусствознания, теоретика и критика искусства), В.Д.Фалилеева (выдающегося гравера и иллюстратора), он сумел синтезировать в своем творчестве знания, полученные у педагогов, и художественные приемы, позволившие создать неповторимый авторский почерк. Работы Ю.Пименова раскрывают романтическую натуру художника, умеющего тонко и деликатно написать то, что другие мастера соцреализма писали помпезно и фундаментально. Его известные всему миру полотна «Новая Москва» (1937), «Огни университета» (1951), «Свадьба на завтрашней улице» (1962) – бесценное свидетельство эпохи энтузиастов и патриотов, строивших «светлое будущее».