Репин И.Е. Отказ от исповеди. Эскиз. 1880-1913 (?) НТМИИ
Репин И.Е.
Отказ от исповеди. Эскиз
1880 - 1913 (?)
Бумага, графитный карандаш, акварель. 30,4 х 22,5
Нижнетагильский музей изобразительных искусств
Работа поступила в Нижнетагильский музей в 1946 году из Государственной закупочной комиссии, Москва.
В Нижнем Тагиле хранится рисунок карандашом с акварелью И.Е.Репина. Работа является одним из эскизов к известной картине «Отказ от исповеди», хранящейся в Третьяковской галерее. Художник долго вынашивал тему этой картины, навеянную освободительной борьбой русских революционеров. К ней он создал множество эскизов. Представить отношение Репина к духовенству нетрудно, для этого достаточно вспомнить такие его картины, как «Протодиакон», «Крестный ход в Курской губернии». Особенно же остро оно проявилось в "Отказе от исповеди". Сюжет картины был подсказан стихотворной поэмой «Отказ от исповеди», прочитанной Репиным в 1879 году в нелегальной «Народной воле» (впоследствии, когда картина была уже написана, Репин узнал, что автором поэмы был Н.М.Виленкин – литературный псевдоним Н.Миленский – и подарил эту картину ему, а позднее ее приобрел у Виленкина П.М.Третьяков).
На тагильском эскизе вверху рукой автора написано: "… грех? Бедных и голодных как братьев я любил?"... В оригинале эта часть поэмы звучит так: "em>«Прости, Господь, что бедных и голодных я горячо, как братьев полюбил…». Репин делал надпись по памяти спустя много лет после прочтения поэмы, поэтому неточно воспроизвел фразу, сохранив лишь ее смысл.
Отказ от исповеди перед казнью, выражение презрения к ханжеству духовенства было явлением очень распространенным в 1870-1880-е годы, когда Репин работал над своей картиной. Он знал, что многие революционеры гордо отказывались от покаяния, уверенные в своей правоте, и сочувствовал им. Тем более, что по отношению к революционерам духовенство выступало еще и как союзник царизма, играя роль, по выражению М.А.Бестужева, "презренного шпиона": исповедь широко использовалась в целях доноса.
Эскиз из Нижнетагильского музея – одно из первых обращений художника к картине «Отказ от исповеди». Известный историк искусства И.С.Зильберштейн предполагает, что к 1880 году Репин сделал на этом листе карандашный набросок одного из композиционных вариантов своего замысла, а в 1913 году, по просьбе какого-то собирателя, завершил работу над рисунком и прошел его акварелью…1 Поэтому на рисунке стоят две, столь отдаленные друг от друга даты.
В отличие от самой картины, на эскизе и священник, и узник повернуты лицом к зрителю. И несмотря на то, что узник решительно отвернулся от противника, лицо его недостаточно выразительно, хотя и не лишено непреклонности. А вот фигура священника в позе просителя и с выражением мольбы на лице, вероятно оставила Репина неудовлетворенным. В дальнейшей своей работе над картиной он стремится к воплощению острого и непримиримого духовного поединка. Именно это восхитило В.В.Стасова, когда он впервые увидел картину в мастерской Репина.
1Новое о Репине. Л., Художник РСФСР, 1969, с.356
Произведения И.Е.Репина в Нижнетагильском музее изобразительных искусств