Сундуков А.М. Под Ковелем. Украина. 1944
Сундуков Анатолий Михайлович
Под Ковелем. Украина
1944
Бумага, карандаш. 12 x 18
Поступила в 1980 в дар от автора
Г–1688
Кабардино-Балкарский музей изобразительных искусств им. А.Л. Ткаченко, Нальчик
Сражение за Ковель в марте – апреле 1944 стало ключевым событием в рамках Полесской операции 2-го Белорусского фронта. Плохо подготовленная попытка 47-й армии захватить Ковель (небольшой волынский город, но важный транспортный узел, имеющий стратегическое значение) закончилась досадной неудачей, приведшей к расформированию 2-го Белорусского фронта. Немцы, наоборот, сумели добиться хотя и небольшого, но важного тактического успеха. Но все-таки наступление 2-го Белорусского фронта оттянуло на себя значительные немецкие силы и тем самым оказало существенную помощь 1-му Украинскому фронту, который в этот момент проводил Проскурово-Черновицкую наступательную операцию. По окончанию сражения советские войска оставались на ближних подступах к Ковелю, создав благоприятные условия для советского наступления на брестском и люблинском направлениях летом 1944. Красная армия в ходе Полесской операции освоила практику ведения наступления в лесисто-болотистой местности и др. Военные действия 143-й стрелковой дивизии, сыгравшей важную роль в завершении окружения Ковеля, являются примером смелого маневра войсками. Опыт наступления 2-го Белорусского фронта в Полесье, с учетом недостатков, был успешно использован в последовавшем летнем наступлении Красной армии в Белоруссии — операции «Багратион». Наиболее полное исследование о недавно мало исследованной Полесской операции можно прочитать в книге Р.О. Пономаренко "Борьба за Коваль".
Сундуков Анатолий Михайлович (1925, с. Лескен, Кабардино-Балкария – 1989)
Живописец, график. Заслуженный художник Кабардино-Балкарской Республики. В 1939– 1941 учился в средней художественной школе в Москве. С августа 1942 по 1945 участвовал в Великой Отечественной войне (сапер Северо-Кавказского, минер 1-го Украинского и 2 -го Белорусского фронтов). На фронте выполнил более двухсот рисунков, которые стали бесценным художественным дневником его военной жизни и легли в основу многих батальных картин, посвященных войне. С 1946 по 1953 служил в войсках МГБ в Литве, Белоруссии, Западной Украине. Был награжден медалями: «За оборону Кавказа», «За победу над Германией». В 1957–1963 учился в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина АХ СССР в батальной мастерской Е.Е.Моисеенко. Член Союза художников России с 1968. Участник выставок с 1971.