Дейнека А.А. Спортсменка, завязывающая ленту. 1950-е
Дейнека А.А.
Спортсменка, завязывающая ленту
1950-e
Бумага, сангина, уголь. 99 х 79
Институт русского реалистического искусства
Александра Дейнеку всегда привлекали выразительность монументальных форм, анатомическая пластика и динамичные ракурсы. Эти качества определяют и работу «Спортсменка, завязывающая ленту» — эскиз к картине 1951 года «Купальщица». Рисунок выполнен сангиной и углем на бумаге в характерной для художника плакатной манере. Торжество молодости, нравственного и физического здоровья, воплощенные в модели, соответствуют идеалам женственности советского времени. Перед нами новая советская Мадонна. Волевое лицо, тренированные руки, мощная, но женственная фигура. Глядя на героиню Дейнеки, трудно сказать, чего в ней больше — спортсмена или женщины. Именно такую героиню и прославляло советское искусство 1930–1950-х годов.
ДЕЙНЕКА Александр Александрович (1899–1969)
Выдающийся советский художник, творчество которого известно во всем художественном мире. Родился в Курске 20 мая 1899 года. С 1915 по 1917 год Дейнека учится в Харьковском художественном училище. После революции он работает фотографом в уголовном розыске, оформляет агитпоезда, оформляет театральные постановки. Служит около года в армии, откуда командирован на учебу во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение. Влияние на художественный вкус Дейнеки оказывает его преподаватель — выдающийся график Владимир Фаворский. В 1925 году Дейнека становится одним из основателей Общества станковистов (ОСТ), а в 1928 году создает эпическое полотно «Оборона Петрограда» (Государственная Третьяковская галерея). В начале 1930-х годов художник увлекается достижениями технического прогресса и авиацией. Одно их самых трогательных и известных полотен на эту тему — «Будущие летчики» (1937) хранится в Третьяковской галерее. Одновременно с этим Дейнека работает над образами активной советской молодежи. Динамичное полотно «Вратарь» (1934) также можно увидеть в Третьяковской галерее. В военные и послевоенные годы Дейнека создает ряд исторических монументальных полотен. Самым грандиозным и знаменитым из них становится «Оборона Севастополя» (1942, Государственный Русский музей). Прекрасные мозаики Дейнеки украшают фойе актового зала Московского государственного университета, фойе Дворца съездов в Кремле, вестибюли станций московского метро «Маяковская» и «Новокузнецкая». Александр Дейнека вел активную преподавательскую деятельность. Умер художник в Москве 12 июня 1969 года. Дейнека оставил обширное художественное наследие. Его произведения хранятся в крупнейших музеях России.