Дейнека А.А. Бег (Кросс). 1932
Дейнека А.А.
Бег (Кросс)
1932
Холст, масло, 180х135
Объединение «Историко-краеведческий и художественный музей» (Тула)
В своем творчестве Александр Дейнека неоднократно обращался к теме спорта («Вратарь», 1934; «Игра в мяч», 1927 и др.). На картине «Бег» художник изображает многочисленных спортсменов, бегущих на длинную дистанцию. Фрагментарная композиция подчеркивает движение спортсменов: кто-то из них только «вбегает» в живописное пространство, кто-то выбегает и видна только нога, но отсутствие четкого ритма и диагональная композиция (снизу вверх, слева направо) помогают художнику передать ощущение огромной дистанции и усталости спортсменов. То, что спортсмены не обладают индивидуальными характеристиками, а также высокая точка зрения, придают произведению монументальность.
ДЕЙНЕКА Александр Александрович (1899, Курск – 1969, Москва)
Живописец, график, скульптор, педагог.
Учился в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС) (1920–1925) у В.А. Фаворского, И.И. Нивинского и других.
Работал в различных жанрах и видах искусства, стремясь к созданию новых форм, неизменно проявляя стремление к монументализации. Народный художник СССР (1963). Много работал в монументальной живописи, экспериментировал в технике мозаики (мозаичные плафоны станции Московского метрополитена «Маяковская», 1938–1939; серия мозаик «Хорошее утро» и «Хоккеисты», 1959 и др.).
Искусство Александра Дейнеки – самобытное, ярко индивидуальное, в определенное время подвергавшееся критике за поиски в области формообразования, испытало влияние эпохи тоталитаризма, что нашло выражение в несколько одностороннем отражении современных реалий 1930–1950-х гг. Оказал влияние на художников 2-й половины 1950-х годов, особенно мастеров «сурового стиля».