Виктор. Сражение при Бородине 26 августа (7 сентября) 1812 года. Середина XIX века
Виктор
Сражение при Бородине 26 августа (7 сентября) 1812 года
Литография середины XIX века с картины Петера Гесса (1843. Государственный Эрмитаж)
Государственный Русский музей
В начале XIX века широкое распространение получили эстампы с изображениями различных эпизодов Отечественной войны 1812-1814 гг. Значительная их часть была посвящена Бородинскому сражению.
На литографии художника Виктора, выполненной по живописному оригиналу немецкого художника Петера фон Гесса, предстает широкая панорама битвы, показаны многочисленные участники сражения.
В центре композиции – момент ранения генерала П.И.Багратиона, командующего левым флангом русских позиций, которые встретили главный удар наполеоновских войск. Это произошло около полудня у деревни Семеновское.
Бородинское сражение – крупнейшая битва Отечественной войны 1812 года, одно из самых кровопролитных сражений XIX века. Оно состоялось 26 – 27 августа (7-8 сентября по нов. ст.) в 125 км к западу от Москвы у села Бородино. В ожесточенной схватке сошлись русская армия под командованием генерала от инфантерии М.И. Голенищева-Кутузова и Великая армия императора французов Наполеона Бонапарта. В этой битве участвовало с обеих сторон около 300 тысяч человек при 1200 артиллерийских орудиях. В течение шести часов русские войска отбивали ожесточенные атаки противника. Потери были огромными с обеих сторон – пало свыше 38 тысяч русских воинов и 58 тысяч французских. «Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю», – такую высокую оценку русскому воинству дал М.И. Кутузов. Император Наполеон Бонапарт позже вспоминал: «Из всех моих сражений самое ужасное то, что я дал под Москвой. Французы показали себя в нем достойными одержать победу, а русские – называться непобедимыми».
Русская армия отступила, но сохранила боеспособность. Сдав неприятелю Москву, М.И. Кутузов развернул «малую войну» силами регулярной армии и партизанских отрядов. К концу декабря 1812 года остатки армии Наполеона были изгнаны из России.
День Бородинского сражения 8 сентября празднуется с 1995 года как День воинской славы России.
Виктор (Victor, сер. XIX в.) – рисовальщик и литограф, иллюстратор. Биографические данные об этом художнике отсутствуют. Известны такие его произведения, как портреты М.В. Ломоносова (с живописного оригинала К.-Г. Преннера и с бюста работы Ф.И. Шубина), А.С. Пушкина (с рисунка Томаса Райта), К.П. Брюллова (с бюста работы И.П. Витали). Автор рисунков для книг «Москва и окрестности» (М., 1841), «Исторический очерк Лазаревского института иностранных языков» (СПб., 1855) и других изданий.
Петер фон Гесс (Peter von Hess, 1792-1871) – баварский придворный художник, баталист. Работал в Мюнхене. Сын придворного гравера К.Э.К. Гесса. Член Академий художеств в Мюнхене, Берлине, Вене и Петербурге.
Вначале писал небольшие картины из солдатского и простонародного быта, впоследствии исполнял большие многофигурные полотна из эпохи 1812-1815 гг.: «Сражение при Бар-сюр-Об» (1817), «Стычка французских драгун и австрийских гусар», «Донские казаки с пленными французами», «Переход киргизов и казаков через Рейн» (все 1819), «Оборона моста у Ганау» (1820), «Бивуак австрийских войск» (1823), «Нападение австрийских улан на французский фургон» (1829) и др.
Совершил путешествия в Вену, Швейцарию и Италию. Результатом поездки в Грецию в 1831 г. стала серия картин, представляющих главные эпизоды борьбы греков за независимость.
В 1839 г. по приглашению Николая I посетил Россию, где получил заказ на цикл картин о важнейших сражениях 1812 г. Вместе со знатоком униформы генералом Л.И. Килем побывал на местах боев и сделал множество натурных зарисовок. «Сражение при Бородине» – одно из полотен, созданных в 1840-1857 гг. и хранящихся в Государственном Эрмитаже. (Сохранились 10 из 12 картин). П. Гессу принадлежат также большие полотна «Сражение под Лейпцигом» (1854), «Сражение под Аустерлицем» (1860). Его огромные, яркие, проработанные в мельчайших деталях произведения высоко ценились современниками. Они отличаются драматизмом, живостью композиции и отдельных групп, выразительными характеристиками.