Деталь фриза дома Мохова. 1866
Деталь фриза дома Мохова
1866
Село Никола Погост, Нижегородская губерния
Дерево, резьба рельефная, подкраска. 172 х 40 х 2,4
Пост. в 1963 из экспедиции в Горьковскую обл.
Д-2448
С появлением на Волге пароходов многие плотники, занимавшиеся строительством и украшением резьбой речных судов, перешли к созданию декора деревянных домов. И на протяжении всего XIX века во многих деревнях Нижегородской и Владимирской губерний развивалось искусство домовой резьбы, получившей по наследству от прежних времен название „корабельной“ или „глухой“. Последнее связано с тем, что она выполнялась в рельефе, на глухом фоне доски.
Мастера заполняли плоскости фронтонов, оконных наличников и фризов сказочными цветами и завитками аканта, из которых выглядывали добродушные львы, птицы-Сирины, русалки-берегини, драконы, змеи. Некоторые мастера резьбу дополняли раскраской фона или деталей узоров, указывали даты выполнения декора. В поволжской резьбе исконно народные поэтические образы соединились в уникальный сплав с мотивами и формами городской провинциальной классической архитектуры.
Образ русалки-сирены – один из самых популярных в домовой резьбе Поволжья. В нем, пусть в сказочной форме, отразилось то, что жизнь волжских крестьян веками была связана с водной стихией, с рекой. Древнее значение этого изображения было давно забыто. Плотники и владельцы изб чаше всего называли их фараонками, простодушно отождествляя образ полуженщины-полурыбы с библейскими чудовищами, в которых были обращены души утонувших в море египетских воинов – „фараонов“.