Толстой Ф.П. Переправа через Стикс. 1808-1810
Толстой Ф.П.
Переправа через Стикс
1808-1810
Бумага, сепия, тушь, перо. 19,4 x 30,8
Русский музей
В 1800-е годы Ф. П. Толстой много работает пером, подцвечивая рисунки коричневой сепией. Битвы и вакханалии, беседы у костра, идиллические сцены и торжественные "древние“ церемонии изображены совершенно по-разному. Но каждый сюжет решен художником, эмоционально сопереживающим событию. Отсюда — поэтическая достоверность, свойственная уже ранним произведениям Толстого. Это внутреннее переживание давних стилей, вхождение в историческую атмосферу представляемого сюжета, в образ эпохи составляют главное в художественной индивидуальности Толстого, место которого в русском искусстве совершенно необычно и может определяться как романтическая стилизация.
Всякий раз касаясь новой темы, новой эпохи, нового сюжета, Толстой как бы погружается в иную жизнь, иной мир, чтобы воскресить его достоверно и свежо. Именно индивидуальная прочувствованность, душевность отношения к классике рождают его отточенный "стилизм“.
Стикс, в греческой мифологии, священная река в царстве мертвых Аиде, водами которой клянутся сами боги. Трехглавый пес Кербер сторожит выход из подземного царства. Старый Харон перевозит в лодке души тех умерших, чьи кости обрели покой в могиле. Вестник богов Гермес выполняет одну из своих древнейших функций проводника душ умерших в Аид. В его руках золотой жезл, усыпляющий и пробуждающий людей, на ногах – золотые крылатые сандалии.
Толстой Федор Петрович (1783, Санкт-Петербург –1873, Санкт-Петербург)
Скульптор, мастер медальерного дела, живописец, рисовальщик, театральный художник, мастер силуэта.
Академик Императорской Академии художеств (с 1809).
Почетный член Флорентийской Академии художеств.
Родился в Петербурге в семье графа П. Толстого. Учился в Морском кадетском корпусе в Петербурге, откуда был выпущен мичманом. В 1804 вышел в отставку. Учился в медальерном классе Академии художеств у И.П. Прокофьева (с 1804), пользовался советами О.А. Кипренского. Служил в Эрмитаже (1806), впоследствии был медальером Монетного двора. Преподавал в Академии художеств (с 1825), профессор медальерного (с 1842) и скульптурного (с 1849) классов. Вице-президент Академии художеств (1828–1859). Был участником движения декабристов, председателем Коренного Совета Союза Благоденствия.
Вошел в историю русского искусства прежде всего серией медальонов, посвященной Отечественной войне 1812 года, над которой работал в течение 23 лет.